Инвестиции в человеческий капитал понятие и формы

Рейтинг брокеров бинарных опционов за 2020 год по надежности:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Самый лучший брокер бинарных опционов. Подходит для новичков! Получите бонус за регистрацию счета:

Формы, издержки и выгоды инвестиций в человеческий капитал

С позиций современной теории инвестиции в человеческий капитал — это все виды целесообразных затрат, связанных с развитием человеческих ресурсов, способствующих росту их производительности и определяющих будущий доход человека (а также его работодателя и общества в целом).

В рамках доктрины человеческого каптала сложились две концепции — «инвестиций в человека» и «производства человеческого капитала», представители которых по-разному подходят к анализу инвестиций в человеческие активы.

Концепцию «инвестиций в человека» разрабатывали Л. Туроу, С. Боулс, Ф. Махлуп, Б. Вейзброд, М. Блауг и некоторые другие экономисты чикагской школы, которые в качестве основных видов вложений рассматривают природные ресурсы, физический капитал, человеческий капитал, денежные инвестиции и «человеческое время».

Концепция «производства человеческого капитала» развивалась Т. Шульцем. Г. Беккером, И. Бен-I 1оретом, Т. Минцером, по мнению которых инвестиции в человеческий капитал — это все формы человеческой деятельности, способствующие его формированию и накоплению (получение образования, обучение на производстве, забота о здоровье, миграция людей и семей в целях изменения условий трудоустройства, поиск экономически важной информации), т.с. инвестиции в человеческий капитал выражаются стоимостью времени и усилий обучающихся, преподавателей, членов семьи индивидуума по его воспитанию до достижения трудоспособного возраста, а также стоимостью используемого для этого оборудования и материалов. Сторонники данной концепции считают весьма спорным рассмотрение человеческого времени в качестве капитального актива в силу относительности и субъективности его стоимостных характеристик, но рассматривают время в качестве единиц учета инвестиционной деятельности человека по формированию человеческого капитала.

Следовательно, «инвестирование — это важнейшая предпосылка производства человеческого капитала, но еще не само его производство, которое осуществляем в процессе деятельности, где владелец этот капитала выступает либо объектом, либо субъектом, либо результатом воздействия» [6, с. 48].

К. Макконнелл и С. Брю дают следующее определение: «Инвестиции в человеческий капитал — это любое действие, которое повышает квалификацию и способности и тем самым производительность труда рабочих. Затраты, которые способствуют повышению чьей-либо производительности, можно рассматривать как инвестиции, ибо текущие расходы, или издержки, осуществляются с тем расчетом, что эти затраты будут многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем» [14, с. 171]. Они выделяют зри вида инвестиций в человеческий капитал:

  • — расходы на образование, включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку по месту работы;
  • — расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий;

расходы на мобильность, благодаря которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью в места с относительно высокой производительностью.

Наряду со способностью к работе (здоровьем и квалификацией) структура человеческого капитала любого работника предполагает и наличие желания работать. В связи с этим, ряд исследователей предлатют рассматривать как компонент инвестиций в человеческий капитал и затраты, связанные с мотивацией работника к повышению качества своего труда. Имеет место и другая точка зрения, согласно которой затраты на мотивацию персонала (оплату труда) представляют собой текущие, а нс инвестиционные расходы. Результаты зарубежных исследований свидетельствуют о возрастании важности внутренних стимулов (возможность самореализации, удовлетворенность делом, которым занимается работник, ощущение собственного успеха и т.д.), особенно для высококвалифицированного персонала. В этой связи значительная часть работы с персоналом в компаниях сегодня основана на косвенном воздействии на внутренние стимулы (проектирование рабочих мест, возможность обучения и участия в принятия решении, социальная среда на рабочем месте). Соответствующие расходы, действительно, могут рассматриваться как инвестиции.

К инвестициям в человеческий капитал, на наш взгляд, сегодня в определенном смысле актуально относить и расходы на фундаментальные научные разработки. Ведь в процессе развития науки не только создаются интеллектуальные новации, на основании которых затем формируются новые технологии производства и способы потребления, но и происходит преобразование самих людей как хозяйствующих субъектов, которые выступают носителями новых способностей и потребностей.

ТОП лучших русскоязычных брокеров бинарных опционов:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Самый лучший брокер бинарных опционов. Подходит для новичков! Получите бонус за регистрацию счета:

Обобщенная классификация инвестиций в человеческий капитал представлена на рис. 6 [5, с. 34].

Р и с. 6. Классификация инвестиций в человеческий капитал

Из всех видов инвестиций в человеческий капитал наиболее важными являются вложения в здоровье и в образование.

Выгоды от образования и других форм инвестиций в человеческий капитал могут иметь как финансовый (денежный), так и моральный (неденежный) характер, выступая в виде более высоких заработков в будущем, более широкого доступа к интересной, приятной и перспективной работе, высокого престижа профессии или повышенного удовольствия от нерыночных видов деятельности в будущем.

Затраты на производство человеческого капитала (или инвестиции в человеческий капитал) включают [18, с. 305]:

прямые (явные) затраты, в том числе плату за обучение и другие расходы на образование, смену места жительства и работы;

  • — неявные (косвенные или альтернативные) издержки, не имеющие целью сохранение и накопление человеческого капитала, но косвенно способствующие этим процессам. Сюда включаются в том числе упущенные заработки, являющиеся элементом альтернативных издержек, поскольку получение образования, смена места жительства и работы связаны с потерей доходов;
  • — моральный ущерб, так как получение образования является трудным и часто неприятным занятием, поиск работы утомляет и истощает нервную систему, а миграция приводит к потере старых друзей и знакомых.

Инвестиции в человеческий капитал имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов инвестиций.

  • 1. Отдача от инвестиций в человеческий капитал непосредственно зависит от срока жизни его носителя (от продолжительности трудоспособного периода). Чем раньше делаются вложения в человека, тем быстрее они начинают давать отдачу. Но нужно иметь в виду, что более качественные и длительные инвестиции приносят более высокий и более долговременный эффект.
  • 2. Человеческий капитал не только подвержен физическому и моральному износу, но и способен накапливаться и умножаться. Износ человеческого капитала определяется, во-первых, степенью естественного износа (старения) человеческого организма и присущих ему психофизиологических функций, а во- вторых, степенью морального (экономического) износа вследствие устаревания знаний или изменения ценности полученного образования. Накопление человеческого капитала осуществляется в процессе периодического переобучения работника и накопления им производственного опыта. Если данный процесс осуществляется непрерывно, то по мере использования человеческого капитала его качественные и количественные (качество, объем, ценность) характеристики улучшаются и увеличиваются.
  • 3. По мере накопления человеческого капитала его доходность повышается до определенного предела, ограниченного верхней границей активной трудовой деятельности (активного трудоспособного возраста), а потом резко снижается.
  • 4. При формировании человеческого капитала имеет место «обоюдный множительный эффект». Его суть заключается в том, что в процессе обучения улучшаются и возрастают характеристики и способности нс только у обучаемого, но и у того, кто обучает, что впоследствии при водит к росту заработков как первого, так и второго.
  • 5. Не всякие инвестиции в человека могут быть признаны вложениями в человеческий капитал, а лишь те, которые общественно целесообразны и экономически необходимы. Например, затраты, связанные с криминальной деятельностью, не являются инвестициями в человеческий капитал, поскольку общественно нецелесообразны и вредны для общества.
  • 6. Характер и виды вложений в человека обусловлены историческими, национальными, культурными особенностями и традициями. Так, уровень образования и выбор профессии детьми в значительной мере зависят от семейных традиций и уровня образования их родителей.
  • 7. По сравнению с инвестициями в иные различные формы капитала инвестиции в человеческий капитал являются наиболее выгодными как с точки зрения отдельного человека, так и с точки зрения всего общества [6, с. 50].

Рассмотрим источники инвестиций в человеческий капитал. Вложения могут делать государство (федеральное правительство, регионы, муниципалитеты), негосударственные общественные фонды и организации, отдельные фирмы, домохозяйства (индивиды), международные фонды и организации, а также образовательные учреждения.

В настоящее время роль государства в этой области достаточно велика. Государство прибегает как к принудительным, так и к побудительным мерам в этой области. К принудительным относятся обязательное для всех формальное образование в объеме средней школы, обязательные медицинские профилактические мероприятия и др. Но главные меры — это побудительные. Правительство располагает двумя действенными способами, которые используются с целью изменения размеров частных инвестиций в человека, предпринимаемых автоматически через рынок: оно может повлиять на доходы тех, кто делает такие инвестиции (через систему налогов и субсидий), а также в состоянии регулировать цену приобретения человеческого капитала (регулируя цены используемых ресурсов). Особенно велика роль государства в двух важнейших сферах формирования человеческот капитала — в сфере образования и здравоохранения.

В создании активов человеческого капитала весома роль отдельных компаний (фирм). Они часто выступают в качестве самых эффективных производителей этого капитала, поскольку владеют условиями, при которых может быть дана соответствующая текущим потребностям подготовка персонала, а также обладают информацией о наиболее перспективных направлениях вложения средств в обучение и подготовку. Однако для фирм свойствен весьма прагматичный подход: они делают инвестиции до тех пор, пока эти инвестиции приносят чистый доход.

Инвестируя в своих сотрудников, фирмы стремятся активизировать их трудовую отдачу, повысить производительность груда, сократить потери рабочего времени и тем самым укрепить свою конкурентоспособность. Средства вкладываются в организацию курсов профессиональной подготовки и переподготовки, идуг на оплату расходов работников на лечение и профилактические мероприятия, на строительство физкультурных и оздоровительных центров, детских дошкольных учреждений и т. п. По масштабам затрат внутрифирменное обучение в развитых странах сопоставимо с другими секторами подготовки кадров. Переход к новым технологиям требует значительных затрат, связанных с обновлением знаний. Формальное образование уже давно не является единственным и достаточным методом подготовки рабочей силы. Получение диплома и начало трудовой деятельности — это не завершение процесса обучения, а, как правило, окончание его общей, предварительной стадии и начало более специализированного и длительного процесса приобретения профессиональной квалификации. Поэтому необходимость развития системы непрерывного образования и постоянной переподготовки массы людей в настоящее время сомнений не вызывает. Часто переподготовить работника оказывается выгоднее, чем заменить его.

Прочтите, это ВАЖНО:  Создаем брокера бинарных опционов.

МОДЕЛЬ ИНВЕСТИРОВАНИЯ СРЕДСТВ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

Инвестиции в человеческий капитал: понятие и структура

Современная концепция человеческого капитала — это многосторонняя концепция, рассматривающая различные аспекты инвестирования в человека. Согласно теории человеческого капитала, люди могут увеличивать свои возможности, вкладывая в себя средства, а правительство — увеличивать национальный доход, направляя средства на создание человеческого капитала. Основными аспектами инвестирования выступают здоровье и образование человека.

Одно из важных положений теории человеческого капитала заключается в том, что его увеличение находится среди главных причин экономического развития. Человеческий капитал является основополагающим фактором экономического роста предприятий и страны в целом.

На предприятиях инвестиции в человеческий капитал приводят к росту прибыли за счет повышения качества человеческого капитала. Производство развивается, орудия труда усовершенствуются, предприятия стремятся производить высокотехнологические и инновационные продукты, а, следовательно, требуются высококвалифицированные кадры, способные все это обслуживать. Затраты на подготовку и в материальном и во временном плане оказываются достаточно ощутимыми, более того, они продолжают расти с каждым годом.

Возникновение и развитие теории человеческого капитала доказало, что человек — это единственный элемент экономических отношений, который обладает способностью создавать стоимость. Все остальное — деньги, сырье, заводы, оборудование и энергия самостоятельно ничего не прибавляют, пока человек не заставит их работать. Таким образом, можно считать, что человеческий капитал — это главная движущая сила производства, поэтому предприятие должно обращать особое внимание на его формирование. Это, в свою очередь, невозможно без вложения средств.

Инвестирование в человеческие активы отличается от инвестирования в физические активы тем, что человек начинает применять свои способности задолго до окончания их формирования. Соответственно цикл инвестирования средств растягивается на весь период активной жизни человека (обмен знаниями и информацией, совершенствование своих способностей). Кроме того, сам процесс применения человеком своих способностей одновременно является и процессом их совершенствования. Этого нельзя сказать про физический капитал — он лишь изнашивается в процессе применения.

Основная идея теории человеческого капитала заключается в том, что человек, затрачивая денежные средства на свое обучение, повышая уровень своих знаний, увеличивает размер своего последующего дохода. Таким образом, затраты на образование — это инвестиции человека, которые могут окупиться за счет увеличения производительности труда и повышения зарплаты и таким образом быть оправданными. Если человек обладает экономической и юридической свободой, то доходы от любых вложений в его человеческий капитал принадлежат ему самому, за исключением ситуаций с возвратом образовательных кредитов или отработки определенного срока в фирме.

Инвестиции в человеческий капитал может осуществлять не только сам человек, но и организация, в которой он работает. Для нее квалифицированный и грамотный сотрудник ценнее необученного. Такие инвестиции на предприятии приводят к росту прибыли за счет роста качества человеческого капитала и эффективности его использования.

Человеческий капитал индивида как актив является собственностью не организации, а самого работника, но совокупность работников, которые трудятся в организации можно рассматривать как ее человеческий капитал. Его масштабы зависят от набора факторов: способностей сотрудников, их трудового и жизненного опыта, уровня инвестиций, которые фирма осуществляет в обучение и воспитание персонала, подбор кадров и так далее. Накопленный потенциал внутрифирменных традиций и корпоративной культуры, будет своеобразным активом компании, одним из компонентов ее человеческого капитала и поможет повысить конкурентоспособность организации.

В последнее десятилетие широкое распространение в передовых странах получила концепция непрерывного обучения, в соответствии с которой человек должен учиться и повышать свою квалификацию на протяжении всей своей трудовой жизни. Это обусловлено тем, что знания устаревают и требуют обновления в связи с технически прогрессом. Кроме того, обучение положительно влияет на самого работника, развивая его интеллект и расширяя профессиональный кругозор. Во многих организациях непрерывно проводится обучение и повышение квалификации кадров.

Теория экономического роста Р. Лукаса также говорит о том, что рост производительности теснее связан с инвестициями в человеческий капитал (образование), чем в физический капитал. Отсюда вытекает значимость такой задачи перед теорией человеческого капитала, как необходимость управления инвестициями в него.

Итак, под человеческим капиталом понимается совокупность человеческих знаний, качеств и способностей, дающая возможность их носителю получать доход. Совокупность человеческого капитала отдельных индивидов, работающих на предприятии, формируют его человеческий капитал.

Способность приносить доход ставит человеческий капитал на одну планку с другими формами капитала, функционирующими в общественном производстве. Человеческий капитал формируется на основе врожденных качеств человека посредством целенаправленных инвестиций в его развитие. В зависимости от объема и последовательности этих инвестиций растет отдача от этого фактора производства, проявляясь как на индивидуальном, так и общественном уровнях.

На уровне общественного воспроизводства качество человеческого капитала выражается в эффективности производства и темпах экономического роста. Инвестиции в человеческий капитал определяют восприимчивость его носителя к новым знаниям и технологиям, создают мотивацию для развития и прогресса.

Инвестирование в человеческие активы отличается от инвестирования в физические тем, что человек начинает применять свои способности задолго до окончания их формирования. Соответственно цикл инвестирования средств растягивается на весь период жизни: обмен знаниями и информацией, совершенствование способностей и т.д. Кроме того, сам процесс применения человеком своих способностей одновременно является и процессом их совершенствования.

С.А. Курганский отмечает ряд специфических черт инвестиций в человеческий капитал, нетипичных для других форм накопления капитала:

  • • далеко не все выгоды от инвестиций в человеческий капитал принимают денежную форму. Они могут иметь социальные, психологические и другие внешние (экстернальные) эффекты; эти эффекты могут быть очень значимыми, но их трудно оценить количественно;
  • • доходность инвестиций в человеческий капитал прямо зависит от предстоящего срока службы; этим объясняется, почему его формирование выгоднее осуществлять в начальный период жизни человека;
  • • по мере накопления человеческого капитала его доходность может возрастать, а не уменьшаться (как это характерно для физического капитала); образование увеличивает эффективность человека не только в качестве работника, но и в качестве обучающегося, то есть ускоряет и облегчает процесс дальнейшего накопления знаний и навыков;
  • • передача человеческого капитала может осуществляться неформальными путями, в процессе совместной деятельности его носителей (от более опытных и квалифицированных к менее квалифицированным);
  • • накопленный человеческий капитал выступает ключевым ресурсом при его воспроизводстве в следующих поколениях (например, уровень образования матери является важным фактором, определяющим будущий уровень образования детей).

Н. Матушек и Ф. Роберт-Никод изучали роль инвестиций в человеческий капитал при определении местонахождения предприятия. Они утверждали, что расположение фирмы влияет на степень несовершенства рынка труда, которое, в свою очередь, побуждает инвестировать в человеческий капитал рабочих. Оптимальное местоположение предприятия определяется тем, кто делает инвестиции (работодатель или сам работник) и являются ли они специфичными для отрасли или конкретного предприятия, создавать новое предприятии выгоднее вдали от конкурентов, когда:

  • • само предприятие, а не рабочие осуществляют инвестиции в человеческий капитал;
  • • работники могут использовать полученные навыки в другой фирме.

Таки образом, предприятие лучше создавать вдали от основных

конкурентов, если предстоят существенные вложения в обучение сотрудников и полученные персоналом навыки могут быть использованы им где-либо еще. Напротив, можно располагать предприятия вблизи конкурентов, когда бремя платы за обучение ляжет на плечи самих сотрудников, а также, когда полученная подготовка специфична для конкретной организации и не может быть использована в деятельности другой. Таким образом, даже простая модель, сконцентрированная исключительно на инвестициях в человеческий капитал, может дать предсказание о пространственной концентрации предприятий.

Согласно теории человеческого капитала, люди могут увеличить свои возможности, вкладывая в себя средства, а правительство — увеличить национальный доход, направляя средства на создание человеческого капитала. Главным доводом в пользу таких инвестиций является то, что затраченные средства могут окупиться за счет увеличения производительности труда и повышения зарплаты и, таким образом, быть оправданными. На предприятии инвестиции в человеческий капитал приводят к росту прибыли предприятии за счет повышения качества человеческого капитала.

Инвестиционная привлекательность того или иного объекта требует детального анализа множества показателей и принятия правильного решения, которое основывается на оценке размера инвестиций и источников финансирования, оценке будущих поступлений от реализации инвестиционного проекта.

Проблема повышения эффективности российской экономики тесно связана с эффективным вложением капитала с целью его приумножения. В теории существует большое количество определений понятия «инвестиции», но смысл каждого из них общий: основным движущим мотивом осуществления инвестиций является прибыль. Инвестиции осуществляются с целью получения дохода и становятся неэффективными, если они дохода не приносят.

Формы и методы государственной инвестиционной деятельности, различны и зависят от направленности и целей инвестирования. Прежде всего, государство оказывает регулирующее влияние на инвестиции в человеческий капитал через государственные инвестиционные программы. В сфере человеческого капитала таким направлениями и программами можно считать инвестиции в образование, в здоровье и в различные социальные программы.

В экономическом анализе инвестиций принято разделять их на три типа по объекту инвестирования, данное разделение продемонстрировано на рисунке 2.1. Из него видно, что инвестиции в человеческий капитал относят в сферу «Интеллектуальные инвестиции», затрагивая подготовку специалистов и социальную сферу.

Прочтите, это ВАЖНО:  Индикатор MACD для большинства платформ бинарных опционов

Рис. 2.1. Классификация инвестиций по признаку «объект инвестирования».

Термин «инвестиции» в экономике тесно связано с тремя понятиями:

  • • субъект инвестиционной деятельности;
  • • инвестиционная деятельность;
  • • объект инвестирования.

При рассмотрении инвестиционной деятельности в сфере человеческого капитала эти понятия определяются следующим образом:

  • • субъект инвестиционной деятельности — участники, обладающие инвестиционными ресурсами, в рамках нашей работы — предприятие;
  • • инвестиционная деятельность заключается во вложении средств в персонал с целью повышения качества их человеческого капитала, и как следствие повышения эффективности его использования;
  • • объект инвестирования — сотрудники организаций и предприятий как носители человеческого капитала.

Каждый инвестиционный проект в ходе реализации должен преследовать заранее предусмотренные цели. Это должно выполняться и для инвестиционной деятельности в сфере человеческого капитала. Традиционно, в экономической теории цели могут быть представлены в стоимостном выражении:

  • • максимизация прибыли;
  • • рост объема продаж;
  • • увеличение товарооборота;
  • • минимизация текущих издержек;
  • • сокращение инвестиционных затрат и т.п.

Данные цели в сфере человеческого капитала достигается путем повышения квалификации специалистов, создания благоприятных социальных условий в стране или на предприятии, инвестирование в сферу здравоохранения и повышения культурного уровня.

Процесс вложений в развитие человеческого капитала требует системного подхода, так как риск потери вложенных средств может привести не только к упущенным возможностям, но и способствовать сокращению наработанного годами потенциала: снижению производительности труда, эффективности производства, имиджа, запасов ресурсов предприятия.

Следовательно, необходимо разработать систему выбора приоритетов данных инвестиций, что на практике позволит по-новому взглянуть на процедуры управления и анализа инновационной деятельности предприятия, повысить конкурентоспособность принимаемых решений и эффективность размещения инвестиционных ресурсов.

Проанализировав формирование человеческого капитала на предприятии, можно сделать ряд выводов.

  • • Общие навыки работников оплачиваются предприятием так же, как и другими работодателями. В то же время, работники со специальными и техническими навыками получают более высокую заработную плату, поскольку обладают специфическим для данного предприятия капиталом.
  • • Повышая качество общей подготовки, работник повышает свою заработную плату, которую он сможет получать на любом предприятии, в этом ее отличие от специальной.
  • • Текучесть кадров с общей подготовкой не слишком беспокоит предприятия и их руководителей, поскольку издержки от такой подготовки целиком ложатся на работников, за исключением затрат на поиск новых сотрудников.
  • • Предприятие заботится о снижении текучести кадров со специальными и техническими знаниями, им предлагается более высокая заработная плата и затраты на повышение такой подготовки, то есть издержки такой подготовки по большей части лежаться на предприятие.
  • • У сотрудников со специальными и техническими знаниями меньше стимулов увольняться, а у предприятия меньше стимулов их увольнять.

Последовательное формирование человеческого капитала и повышение эффективности его использования позволяет существенно повысить конкурентоспособность предприятии и обеспечить его дальнейшее развитие.

С учетом разделения человеческого капитала на четыре основных блока, показанные на рис. 1, необходимо определить, что означают инвестиции в тот или иной элемент и к какому положительному эффекту данные инвестиции могут привести.

Инвестиции в общие знания и навыки осуществляются обычно либо самим индивидом, либо государством, предприятия редко оплачивают общую подготовку. Это объясняется тем, что обучение работника за счет организации связано для работодателя с огромным риском, даже если с работником будет заключен контракт о том, что после обучения он отработает на предприятии определенный срок. Нарушение такого договора часто остается безнаказанным при обращении в судебные органы. Формирование данного блока на предприятии сводится к затратам на поиски специалистов с хорошим уровнем образования, определенных специальностей или вузов.

Современная налоговая политика нашей страны ослабляет экономическую заинтересованность в повышении квалификации у самого работника. Если предприятие оплачивает его обучение в среднем или высшем учебном заведении, то эти средства должны быть включены в его совокупный доход для целей обложения налогом на доходы физических лиц в размере 13%, так как приравниваются к доходам, получаемым в натуральной форме.

Таким образом, руководство предприятия, принимая решение об оплате образования своего сотрудника, может столкнуться с ситуацией, когда сотрудник будет против этого, поскольку ему придется платить с этой суммы налоги. Здесь важно дать понять сотруднику, что более высокий уровень образования приведет его, в конечном итоге, к более высокой оплате труда, что позволит компенсировать подоходный налог.

Инвестиции в специальные знания направлены на повышение навыков работы на конкретном предприятии, повышение технологических производственных навыков. Инвестиции в данный блок приводят к повышению производительности труда.

Предприятие также влияет на специальные навыки своего персонала путем инвестирования средств в их развитие. Также оно может затрачивать денежные средства на привлечение специалистов, обладающих ценными специальными знаниями, с аналогичных предприятий, тем самым, повышая данную составляющую человеческого капитала всего предприятия. Здесь потребуются затраты на поиск и создание достойных условий труда таких специалистов, отличающиеся в лучшую сторону от уже существующих, затраты на дальнейшее совершенствование навыков и развитие.

Из-за несовершенства законодательной базы многие организации проводят так называемую пассивную политику, подбирая работников с уже имеющимся стажем по специальности. Данная тенденция опасна для общества, поскольку в ходе смены поколений количество квалифицированных работников на рынке труда снижается. Затраты российских предприятий на внутрифирменное обучение кадров в среднем находятся на уровне 0,5-0,7% ФОТ, для сравнения в развитых странах она составляет 5-10% ФОТ.

Инвестиции в технологические навыки и знания направлены на совершенствование аналитических способностей индивида, что приводит к росту его способностей к созданию новых технологий и совершенствованию существующих. Данные технологии, соответственно, способствуют получению прибыли предприятия, завоеванию рынка и повышения конкурентоспособности предприятия в целом. Аналогично, руководители могут инвестировать денежные средства в поиск сотрудников, обладающих такими знаниями, инвестировать в их привлечение, достойный уровень жизни и условий труда, что повышает данную составляющую человеческого капитала всего предприятия.

В современном мире здоровье превратилось в один из объектов исследования экономики. Появилось специальное направление — экономика здоровья. В его рамках анализируется, в том числе, и эффективность инвестиций в здоровье. Инвестиции в блок здоровья приводят к повышению производительности труда, снижении уровня заболеваний и отсутствий на рабочем месте, снижение выплат по страховкам от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве. К инвестициям в здравоохранение можно отнести все затраты, которые позволяют улучшить условия труда с точки зрения их безопасности, а также затраты на профилактические мероприятия. Здесь необходимо отметить, что инвестиции в здравоохранение прямого дохода не приносят, но приводят к снижению определенных затрат.

Компания Vision International People Group — одна из крупнейших компаний, представляющих сегодня на мировом рынке товары для здоровья, разработала шкалу эффективности различных видов инвестиций в здоровье. По данным компании, рубль, вложенный в традиционную медицину, сохраняет в среднем ресурсов здоровья на 6 рублей, в санаторно-курортное лечение — на 18 рублей, в медицинскую реабилитацию — на 30 рублей, в физическую культуру — на 42 рубля и в рациональное питание — на 64 рубля. Совместное использование двух последних факторов — на 102 рубля.

Экономическая ценность и значимость здоровья для накопления человеческого капитала безусловны. Неудовлетворительное состояние здоровья снижает производительность труда: физически слабые и больные работники не могут в полной мере реализовать свой человеческий капитал, поэтому организация экономически заинтересована в инвестициях в здоровье сотрудников.

Итак, расходы на поддержание хорошего физического состояния сотрудников организации охватывают:

  • • профилактику заболеваний, характерных для данного вида деятельности;
  • • предоставления нормального питания, либо его оплата;
  • • полная либо частичная оплата санаторно-курортного лечения;
  • • медицинское обслуживание по месту работы;
  • • улучшение жилищных условий;
  • • страхование от несчастных случаев и болезней на производстве. Здесь также необходимо отметить, что инвестирование в здоровье

обуславливает не только экономический эффект, но и социальный. Он связан со снижением смертности, нетрудоспособности и заболеваемости. Улучшение здоровья сотрудников не только увеличивает производительность труда, но и улучшает психологическое состояние, повышает качество жизни, а эмоциональное состояние сотрудников также положительно влияет на продуктивность и уровень доходов.

Современное налоговое законодательство расходы предприятия на здоровье своих подчиненных также включает в совокупный доход работника, вычитая 13%. Исключения составляют только профилактические осмотры и страхование. Данный факт вызывает негативные реакции со стороны персонала предприятия и снижает их заинтересованность в здравоохранении со стороны предприятия.

Таким образом, мы определили, что считать инвестициями в тот или иной блок человеческого капитала предприятия, и каким образом они могут приносить доход.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы:

  • • Развитие человеческого капитала возможно с помощью инвестирования в него денежных средств;
  • • Инвестирование со стороны предприятий должно осуществляться в специальные и технически знания, общие навыки в основном приобретаются за счет государства и самого индивида.
  • • Важным направлением инвестирования средств в человеческий капитал на предприятиях является здравоохранение.
  • • Без развития человеческого капитала существенно сокращается возможность инновационного развития и получения конкурентных преимуществ на рынке товаров и услуг.

Человеческий капитал формируется с помощью инвестиций в него. Под инвестициями понимаются затраты на персонал предприятия, главным доводом в пользу таких капиталовложений является то, что затраченные средства могут окупиться за счет увеличения производительности труда и таким образом быть оправданными. На предприятии инвестиции в человеческий капитал приводят к росту прибыли предприятия за счет роста качества человеческого капитала.

В связи со специфичностью объекта инвестирования необходимо более конкретно подойти к вопросу моделирования и основного содержания инвестиционного процесса развития человеческого капитала, поскольку он имеет отличия от процессов, связанных с вещественным капиталом.

Прочтите, это ВАЖНО:  Что такое деноминация и зачем она нужна

Кроме того, необходимо оценить существующий уровень человеческого капитала на предприятии, выявить направления, которые требуют инвестирования в первую очередь. Для этого необходимо предложить методику оценки человеческого капитала и оценить эффективность его использования на предприятии.

В связи с тем, что основным показателем эффективности любых инвестиций является прибыль — необходимо определить, что считать прибылью от инвестиций в человеческий капитал и как оценивать поступающие денежные потоки. На основании этого предложим показатели оценки эффективности инвестиционных проектов, связанных с человеческим капиталом.

Инвестиции в человеческий капитал — виды, особенности + ряд функций вклада в личность

Инвестиции в общем понимании — это вложение денег во что-то с целью получить прибыль через определенное или неопределенное время. В данном случае целью вклада будет личность. Сущность инвестиций в человеческий капитал — это средства, направленные на обучение и развитие индивидуума, повышение профессиональной квалификации и поддержание его здоровья.

Вложения такого вида имеют несколько другое значение, чем размещение активов в откровенно материальные ценности. Помимо чьего-то личного обогащения, здесь есть огромная социальная составляющая. Рынок труда, наполненный успешными, образованными и перспективными специалистами в состоянии вывести экономику на новый уровень, тогда как малообразованный, хилый по медицинским показателям социум – прямой путь к феодальному строю. Эту разницу легко заметить, если сравнить страны третьего мира, экономика которых направлена на добычу ископаемых, обширную агропромышленную деятельность, и развитую Европу, где все больше прав и свобод получает личность.

Сегодня мы зарабатываем благодаря этим фондам:

Особенности инвестирования в человеческий капитал

  • Получение прибыли ограничивается сроком жизни или реальной трудоспособности субъекта.
  • Чем раньше начнут поступать активы, тем быстрее наступит срок окупаемости.
  • В зависимости от способностей индивидуума, доходность от его деятельности имеет предел, достигнув которого она плавно пойдет на спад.
  • Не все вклады можно расценить как инвестиции.
  • Характер вложений ограничен рядом особенностей: исторической, национальной, культурной.
  • Общество, состоящее из успешных и целеустремленных личностей — наиболее перспективно в развитии. Инвестиции в личность обещают своему обладателю высокий доход, а общественность получает высококлассного специалиста.
  • Это долгосрочные вложения, но с регулярной прибыльностью. Которая, в свою очередь, будет сохраняться на протяжении 20-25 лет в случае инвестирования в образование, и всей жизни объекта — в здоровье.

Окупаемость инвестиций в человеческий капитал считается довольно высокой при правильном выборе объекта

Ряд функций вклада в личность

Что включает в себя инвестирование в человеческий капитал:

  1. Регулирующая функция — коррекция воспроизводства человеческого капитала, управление темпами роста, напрямую связанного с ключевыми отраслями промышленности, уровнем экономики, социальной атмосферой в обществе. Инвестиции в индивидуума в этом случае социально значимый фактор, влияющий на все сферы жизни в масштабах страны.
  2. Воспроизводственная функция — рециркуляция непрекращающегося процесса восполнения человеческого, трудового, образовательного капиталов.
  3. Распределительная функция — напрямую зависит от поставленных обществом задач, государственных приоритетов и ценностей. Разделяет плоды инвестиций между собственниками и сферами производства, регулируя межличностные и межслоевые отношения в обществе.
  4. Дифференцирующая функция — следит за спросом на человеческие инвестиции, в зависимости от общественных и производственных потребностей.
  5. Стимулирующая функция — с ходом времени инструменты инвестирования меняются, здесь важно постоянное обновление, для выгодного вложения активов. Использование устаревших технологий снизит доходность от инвестирования.
  6. Информационная функция — собирает данные о потребностях тех или иных инвестиций, необходимых инструментов, статистические данных о заработной плате, уровне социальной жизни и прочие показатели.

В скором времени инвестиции в человеческий капитал окупятся и начнут приносить плоды

Виды инвестиций в человеческий капитал

Человеческий капитал — это запас благ, при накоплении которого до определенного уровня появляется доходность.

Какие виды вкладов бывают:

  • Образовательные расходы (имеется в виду общее, среднее, специальное образование).
  • Здравоохранение: профилактические меры, медицинские расходы, нормальные жилищные условия.
  • Мобильность, позволяющая людям свободно перемещаться, выбирая более оплачиваемую и потому более доходную работу.

Наиболее значимые инвестиции: в образование и здравоохранение. Они позволяют добиться высокого качества знаний, повышая стоимость человеческого капитала. Вклад в высшее образование способствует формированию высококлассных специалистов , деятельность которых в совокупности в силах повлиять на общее благосостояние нации и уровень экономики в целом.

Инвестиции в образование можно разделить на:

  • Формальные: общее, специальное и высшее образование, соответствующие установленным нормам. Профессиональные курсы, повышение квалификации и прочие, сопряженные с трудовой деятельностью.
  • Неформальные — самообразование: чтение, спорт, искусство, хобби.

Состояние здоровья субъекта также влияет на его работоспособность и на сохранность человеческого капитала

Есть еще одна, упрощенная классификация видов инвестиций в человеческий капитал:

  • Вещественные, воплощенные в людях. Это те материальные ценности, которые напрямую потрачены на формирование начального человеческого капитала, не включающие расходы на образование.
  • Невещественные, воплощенные в людях. Это непосредственно знания, полученные индивидуумом, данные ему в школе, институте, на работе.
  • Вещественные, не воплощенные в людях. Сюда относятся материальные инструменты инвестиций: здания, машины, сооружения, участвующие в образовании и здравоохранении субъекта. Например, поликлиника, стоматологический кабинет с оборудованием. Здание университета с кабинетами, классами, партами и прочим.
  • Невещественные, не воплощенные в людях. Информационные базы, технологии, обучающие курсы, созданные для обучения субъекта.

При дальнейших инвестициях показатель прибыльности растет, но имеет определенный предел

Главными инвесторами в человеческий капитал выступают:

  • Государство. Его роль велика и оно использует разные меры воздействия. К этому относятся обязательное среднее образование, медицинские осмотры и прививки. Чтобы на выходе получить образованных и здоровых граждан, будущих налогоплательщиков. Чем больше доход отдельного индивидуума, тем больше налога он сможет привнести в казну государства.
  • Негосударственные общественные фонды. Для ведения общественной деятельности также нужны особые навыки, которые и являются вкладом в данном случае. Это касается различных политических, религиозных и прочих организаций.
  • Отдельные предприятия. Здесь имеется в виду обучение на производстве, чтобы будущий работник четко соответствовал необходимым требованиям работодателя. При этом зачастую происходит инвестирование в здравоохранение в виде трудовой страховки, а также различные премии и поощрения, вырабатывающие в сотруднике приверженность к предприятию, так называемый корпоративный дух. Так, работник будет чувствовать себя защищенным, трудиться в комфортных условиях, не помышляя о смене места работы.
  • Домохозяйства. Индивидуальное инвестирование.
  • Международные фонды.
  • Образовательные учреждения.

В наше время личность является главной ценностью и на ее развитие следуют обратить пристальное внимание

«За» и «против» инвестиций в человеческий капитал

Отрицательные стороны

Это инвестиции, от которых нельзя получить отдачи. Криминал, нездоровый образ жизни, тунеядство — когда ни один из инвесторов не получает дивидендов от своих затраченных ресурсов. Почему так случается? Низкая культура, менталитет, отсутствие этики труда, культуры предпринимательства — все это негативно сказывается на результате вложений.

Риски инвестиций в человеческий капитал связаны с неэффективным вложением в отдельного индивидуума знаний , которые он не способен использовать. Это отсутствие разграничения возможности людей на усвоение информации, знаний, малоэффективная мотивация.

Положительные

Подразумевают отдачу в виде развития отдельных людей и общества в целом. Прогресс экономики и науки, улучшение благосостояния и здоровья нации. Отдача начнется не сразу, а после накопления определенного потенциала. Здесь, в противовес тунеядцам, можно поставить трудоголиков . Именно их подвиги способны количественно и быстро менять экономическую ситуацию.

Не секрет, что инвестиции в личность, это инертная составляющая

Вложение в личность в РФ

Инвестиции в человеческий капитал в России, примеры их мы рассмотрим чуть ниже. А в общем, как обстоит ситуация в нашей стране?

Развитые страны, как показали исследования, для получения больших возможных прибылей от инвестирования в индивидуума, вкладываются в образование и здравоохранение нации. При этом некоторые страны, в том числе и России, сильно заблуждаются относительно своего уровня развития и идут другим путем. Это главная причина для модернизации образовательного прогресса.

Именно в личностный рост стоит вкладывать активы , размещение которых будет намного доходнее, нежели в физические ценности.

Эта стратегия далека от модели развитого общества. При больших инвестициях в обязательное школьное образование и бесплатную медицину, на деле, с большой поправкой на коррупцию и халатность на местах, получается совсем не тот эффект, который следовало бы ожидать. Низкий уровень образования, слабо мотивированные выпускники, малодоступная медицинская помощь.

Вместо качественного улучшения производственных условий, повышается норма эксплуатации живого труда, только более завуалированного. Игры монополий, инфляция, спекуляция цен на основные потребительские товары – все это ведет к расхищению национального богатства.

Для изменения ситуации нужно начать с заработной платы. Эта мера должна стать именной той самой инвестицией в субъект, необходимой для его развития, а не оценкой его деятельности. Доля оплаты труда – это г лавный показатель благосостояния нации . В развитых странах это не менее 55% от ВВП. На начало 90-х в нашей стране этот показатель был 23%, а в Штатах — 59%.

В данное время в России преобладает сырьевая направленность, в приоритете физический капитал, а вот личностное развитие игнорируется

В 2020 году зарплатная доля в ВВП составил все те же 22-23%, при этом социальные льготы, ранее компенсирующие низкую оплату труда, теперь отсутствуют. Вывод: труд в России не рентабелен .

В нашей стране есть определенный набор ценностей, приветствующий по исторически сложившимся причинам: патриотизм, сплоченность, альтруизм. В этом мы схожи с развитым обществом. Чтобы физические и материальные ценности дополняли друг друга, а общество стало развитым и прогрессивным, нужно обратить внимание на личность, на инвестиции в человеческий капитал.

Брокер бинарных опционов, выдающий бонусы за регистрацию:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Самый лучший брокер бинарных опционов. Подходит для новичков! Получите бонус за регистрацию счета:

Добавить комментарий