Теневая экономика

Рейтинг брокеров бинарных опционов за 2020 год по надежности:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Самый лучший брокер бинарных опционов. Подходит для новичков! Получите бонус за регистрацию счета:

Финансовая разведка оценила в ₽20 трлн объем теневой экономики в России

Объем теневой экономики в России снижается: в 2020 году он равняется около 20% ВВП страны по сравнению с 28% в 2020–2020 годах, следует из ежегодной оценки Росфинмониторинга (финансовая разведка), которую ведомство направляет в МВД.

Оценка приводится в проекте документа Росфинмониторинга с анализом уровня соответствия России рекомендациям ФАТФ (международной Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег), проект есть у РБК. Его подлинность подтвердил источник в Росфинмониторинге.

  • В 2020 году объем теневой экономики составил 28,3% ВВП, или 24,3 трлн руб.
  • В 2020 году объем теневой экономики, по оценке Росфинмониторинга, сократился почти на 8 пунктов, до 20,5% ВВП (18,9 трлн руб.).
  • По предварительной оценке, в 2020 году теневая экономика составила порядка 20% ВВП.

20 трлн — много или мало

Теневая экономика в России, по данным Росфинмониторинга, — это более 20 трлн руб. Это больше, чем расходы всего федерального бюджета на 2020 год (18 трлн руб.), в три раза больше годовой выручки «Газпрома» (6,5 трлн руб. за 2020 год), более трети всех денежных доходов россиян за 2020 год (57,5 трлн руб.).

Возможно, резкое сокращение теневой экономики в 2020 году связано не только с реальным сокращением скрытой и нелегальной активности, но и с изменением методики Росфинмониторинга (какая-то часть теневой экономики перестала таковой считаться). В то же время сам Росфинмониторинг отмечает, что в последние годы объемы выводимых за рубеж подозрительных денежных средств «существенно снизились», «значительно сократилось» и поступление теневых финансовых потоков из-за рубежа.

Что учитывает Росфинмониторинг

В документе не приводится методология оценки. Но Росфинмониторинг, помимо прочего, включает в теневую экономику:

  • серый импорт (ввоз товаров с занижением импортных пошлин за счет недостоверного декларирования),
  • сокрытие доходов от уплаты налоговых и таможенных платежей,
  • выплата серых зарплат.

Кроме того, Росфинмониторинг отмечает, что нелегальные экономические агенты активно используют фиктивную внешнеэкономическую деятельность для вывода преступных доходов за рубеж. «Денежные средства выводятся за рубеж по организованным сложным схемам, с использованием для расслоения и транзита финансовых потоков множества счетов фирм-«однодневок», открытых в различных банках. Перечисления за рубеж преимущественно осуществляются под видом внешнеторговых сделок по поставке товаров или купли-продажи ценных бумаг», — пишет спецслужба. РБК направил официальный запрос в Росфинмониторинг.

Что такое теневая экономика (а также ненаблюдаемая/скрытая/неформальная экономика)

ТОП лучших русскоязычных брокеров бинарных опционов:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Самый лучший брокер бинарных опционов. Подходит для новичков! Получите бонус за регистрацию счета:

Понятие теневой экономики иногда смешивается с понятием ненаблюдаемой экономики. Последняя — шире; по словам директора Международного института профессионального статистического образования НИУ ВШЭ Алексея Пономаренко, она включает в себя:

  • скрытую экономику (законное производство, скрываемое от налогообложения и административных процедур, например, неофициальное использование труда рабочих при строительстве дома);
  • криминальное производство (например, наркотики, нелегальная торговля оружием, проституция);
  • неформальное производство (например, «гаражная экономика», продажа собственно выращенных овощей на рынке без какой-либо регистрации деятельности);
  • производство для собственного потребления.

Росфинмониторинг, скорее всего, считает первый и второй компоненты, а неформальное производство не считает — это, например, «гаражные» производства, кешевые расчеты между продавцами и покупателями, указал профессор НИУ ВШЭ Симон Кордонский. Если добавить неформальную экономику, это прибавит не менее 10% ВВП к теневой экономике по Росфинмониторингу, оценивает Кордонский.

«Мы можем оценивать, сколько людей уходит в той или иной степени от государства в сферы, которые государство считает теневой экономикой. По полной занятости это около 20 млн граждан в трудоспособном возрасте, а по частичной занятости — невозможно посчитать. С нашей точки зрения, еще около 10 млн трудоспособных граждан могут находиться в таких факультативных теневых отношениях», — сказал РБК Кордонский.

Основным фактором, определяющим масштаб теневой экономики в России, является коррупция, а также избыточное государственное регулирование и высокие налоги, от которых бизнес стремится «уйти в тень» и выплачивать зарплаты в конвертах, полагает научный руководитель лаборатории антикоррупционной политики ВШЭ Юлий Нисневич.

Как оценивают Росстат и МВФ

Росфинмониторинг также ссылается на данные Росстата по теневой экономике: по оценке Росстата, в 2020 году размер теневой экономики составлял порядка 16%. Росфинмониторинг указывает, что Росстат для расчета доли теневой экономики обычно использует оценку доходов от скрытых и неофициальных видов экономической деятельности, разрешенных законом. То есть Росстат считает все (скрытую экономику, неформальную экономику), кроме нелегального бизнеса.

МВФ в январе 2020 года опубликовал межстрановое исследование, в котором оценил объемы теневой экономики в разных странах с 1991 по 2020 год. При этом МВФ тоже не включал в свою оценку нелегальную или криминальную деятельность. Уровень теневой экономики в России оказался намного выше официальных оценок — 33,7% ВВП за 2020 год — и выше среднего по 158 странам (27,8%). В развитых странах показатель оказался в пределах 10% ВВП (в Канаде — 9,4%, в Германии — 7,8%, в Японии — 8,2%, в США — 7%). При этом российский показатель оказался сопоставим с Венесуэлой (33,6%), Пакистаном (31,6%), Египтом (33,3%).

По оценке Росстата на конец сентября 2020 года, в российской экономике неформально заняты 14,9 млн человек (20,4% в общей численности занятых). А так называемый скрытый фонд оплаты труда (зарплаты в конвертах и в неофициальном секторе) составил в 2020 году 11,8% ВВП (около 10,9 трлн руб.).

Проверка раз в десять лет

В настоящее время Росфинмониторинг завершает подготовку к четвертому раунду оценки со стороны ФАТФ. Эксперты организации оценивают техническое соответствие страны рекомендациям ФАТФ и эффективность работы государства по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, и противодействию финансированию терроризма. По результатам оценки международные эксперты определят степень достижения Россией целей ФАТФ. По результатам предыдущей оценки 2008 года эксперты ФАТФ выявили ряд недостатков (в том числе ненадлежащая прозрачность информации о бенефициарных собственниках), что повлекло постановку России на регулярный мониторинг.

Партнер Paragon Advice Group Александр Захаров считает, что с точки зрения формальных оценок Россия получит оценку, близкую к отличной. «Однако геополитическая ситуация, а также кейсы, в которых замешана Россия, могут отразиться на общей оценке», — говорит он, приводя в пример «Российский ландромат» (отмывочная теневая операция с участием Молдавии и Латвии), зеркальные сделки российского отделения Deutsche Bank, отмывание денег через датский Danske Bank.

Теневая экономика

История становления и структура современной теневой экономики, её сущность и причины формирования. Особенности и отраслевая структура теневой экономики в России, её социально-экономические последствия. Опыт борьбы с теневой экономикой в разных странах.

Рубрика Экономика и экономическая теория
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 10.06.2020

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Алтайский государственный университет»

Международный институт экономики, менеджмента и информационных систем

Кафедра экономической теории

Работу выполнил студент

к.э.н., доцент кафедры экономической теории

1. Теневая экономика как экономическое явление

1.1 Сущность и причины формирования теневой экономики

1.2 История становления теневой экономики

1.3 Структура современной теневой экономики

2. Теневая экономика в России

2.1 Специфика становления теневой экономики в современной экономике России

2.2 Особенности теневой экономики в России

2.3 Отраслевая структура теневой экономики в России

3. Вопросы государственного регулирования

3.1 Социально-экономические последствия развития теневой экономики

3.2 Законодательные пути решения проблем теневой экономики

3.3 Опыт решения проблем теневой экономики в различных странах

Список используемых источников и литературы

В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти другой такой пример, когда масштабы экономического явления и степень его изученности были бы настолько несопоставимы. Эта проблема “теневой” экономики, которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества.

«Теневая» экономика является очень трудным для исследования предметом: это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить, так как практически вся информация, которую удается получить учёному-экономисту, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.

Анализируя современное состояние и динамику развития экономической преступности за годы реформ и демократических преобразований, с сожалением приходится констатировать, что экономическая преступность, в том числе в организованных формах, в постсоветской России эволюционировала гораздо быстрее, чем государство находило эффективные средства противостоять криминальной экспансии. Становление рынка сопровождается распространением новых форм и видов экономической преступности, таких как масштабные международные финансовые махинации, сопряженные с вывозом капиталов за границу, лжепредпринимательство, невозврат валютной выручки по экспортным контрактам и другие.

Теневой сектор экономики представляет интерес, прежде всего с точки зрения всего влияния на протекание большинства обычных, нормальных, экономических явлений процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом. Это влияние теневых отношений в России настолько велико, что представляет опасность для экономической безопасности и суверенитета государства в целом, что совершенно очевидна необходимость их анализа.

Актуальность данной темы заключается в том, что на данный момент в России очень велик процент теневых доходов — более 25 % ВВП, а эти деньги могли бы пойти на становление и развитие малого бизнеса, снижение социальной напряженности, повышение эффективности государственных финансов за счет увеличения реальной базы налогообложения предпринимательского сектора.

1. Теневая экономика как экономические явление

1.1 Сущность и причины формирования теневой экономики

Теневая экономика — деятельность субъектов хозяйствования, которая развивается вне государственного учета и контроля.

Это сложное социально-экономическое явление, охватывающее всю систему общественно-экономических отношений, и прежде всего — неконтролируемый обществом сектор воспроизводства, где производство, распределение, обмен и потребление экономических благ и предпринимательских способностей скрываются от органов государственного управления.

Теневая экономика — экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта. Является ненаблюдаемой, неформальной частью экономики, но не охватывает её всю, так как в неё не могут быть включены виды деятельности, не скрываемые специально от общества и государства, например домашняя или общинная экономики. Также включает в себя нелегальные, криминальные виды экономики, но не ограничивается ими.

Теневая экономика — это экономические взаимоотношения граждан общества, развивающиеся стихийно, в обход существующих государственных законов и общественных правил. Доходы этого предпринимательства скрываются и не является налогооблагаемой экономической деятельностью. По сути, любое предпринимательство, результатом которого является сокрытие доходов от государственных органов, или уклонение от уплаты налогов, может считаться теневой экономической деятельностью.

“Теневую” экономику также можно охарактеризовать как совокупность разнотипных экономических отношений и неучтенных, нерегламентированных и противоправных видов экономической деятельности. Но, прежде всего, “теневая” экономика — это неконтролируемые государством и скрываемые от него производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей, денег и услуг. В данном случае мы имеем дело с очень сложным экономическим явлением, которое в той или иной степени присуще социальным системам любого типа.

Причины формирования теневой экономики многообразны. Интересен подход М. Тарасова, который выделяет их в шесть основных групп: антропологические, экономические, социальные, правовые, социокультурные, политические.

Первая группа причин связана с двойственной природой человека. Недаром религиозные учения исходят из того, что человек является ареной борьбы добра и зла, где добро не всегда побеждает. Личный интерес часто приходит в противоречие с интересами общества. Побудительная сила эгоистических мотивов может перекрывать существующие ограничители человеческой деятельности, зафиксированные в морали, традициях и праве. В этом случае человек нарушает сложившийся в обществе порядок, что может повлечь деструктивные последствия для социальной жизни.

Ко второй группе причин, порождающих теневую экономику, он относит экономические факторы. По своей сущностной природе рыночное хозяйство носит стихийный характер. Известно, что для рыночной экономики характерно неравномерное развитие различных секторов, инфляция, резкие колебания обменных курсов и т.п. Все это является благоприятной почвой для преступлений. Теневая составляющая усиливается, когда государство не может регулировать эти явления и создавать благоприятные условия для функционирования предпринимательства. В периоды кризисов, когда нарушается зыбкое равновесие рыночного хозяйства, теневая экономика получает дополнительный толчок для своего развития.

В третью группу причин он выделяет факторы социального характера. Российская власть в последние годы столкнулась с рядом обострившихся социальных проблем, главной из которых явилась социальная дифференциация общества. В теневую экономику вовлекались представители малоимущих и маргинальных слоев — молодежь, безработные, рабочие-мигранты и т.п. По своей численности они составили наиболее массовую прослойку участников теневой экономики. Основная часть непосредственных исполнителей собственно преступных экономических действий также формируется в этой среде.

К четвертой группе факторов, объясняющих феномен теневой экономики, он относит несовершенство правовой базы предпринимательства. Дело в том, что экономический процесс даже в промышленно развитых странах всегда обгоняет правовую основу предпринимательства. Государственное законодательство обычно отстает от новых реалий экономической жизни. Поэтому совершенствование правовой базы носит перманентный характер. Противоречия между быстро меняющимися условиями рыночного хозяйства и существующей законодательной базой позволяют теневой экономике использовать прорехи, которые образуются в правовой сфере.

В пятую группу факторов он включает все, что можно считать слабой этической основой предпринимательства. Особо выделяет он противоречия между законодательством и морально-этической составляющей предпринимательства. Конечно, сами законы во многом отражают морально-этические ценности определенного времени. Однако интересы государства, реализуемые в законодательстве, не всегда совпадают с интересами большинства общества, а подчас находятся в противоречии с ними.

Наконец шестую группу факторов, влияющих на формирование теневой экономики, образуют противоречия в политической системе. Одним из принципиальных аспектов здесь является вопрос об отношениях власти и крупного капитала. Известно, что их слияние усиливает олигархию, существование которой придает качественно новые черты теневой экономике. Дело не только в том, что под давлением финансовых и промышленных магнатов власть принимает законы, создающие благоприятные условия для свободы экономической деятельности олигархов. Более широким негативным последствием становится то, что подобные действия полностью подрывают принципы социальной справедливости. Государственная казна недополучает огромное количество средств, малый бизнес оказывается в еще более неравноправном положении. Многие сделки олигархи заключают в тени кабинетов власти. С точки зрения закона они мало уязвимы, но по существу эти деяния следует отнести к разряду теневой экономики. Слабость политической власти является основной причиной коррупции государственного чиновничества, которая в свою очередь ведет к гипертрофированным масштабам теневой экономики.

Таким образом, наличие целого ряда причин, порождающих теневую экономику, позволяет говорить о ней как об одной из подсистем рыночного хозяйства. Теневая составляющая всегда присутствовала и, по-видимому, будет в какой-то мере присутствовать в хозяйственной жизни.

Однако важно видеть принципиальное различие между реальными причинами теневой экономики и причинами ее роста или, напротив, угасания в определенные исторические периоды.

1.2 История становления теневой экономики

Теневая экономика как явление возникла с древних времен и «успешно» функционирует по настоящее время. Согласно, общепринятому пониманию, теневая экономика использует те же ресурсы и рынки, что и легальная, но все это происходит «вне поля зрения» государства .

«Теневая» экономика наиболее громко заявила о себе в 1930-е годы, когда итальянская мафия вторглась в американскую экономику и на пиратский манер взяла ее «на абордаж». С тех пор «теневая» экономика превратилась из проблемы правоохранительных органов в экономическую и общегосударственную проблему.

Теневая экономика — явление, до сих пор не имеющее чёткого научного определения, является предметом интереса исследователей с 30-х годов XX века. Различались как взгляды на сущность этого явления, так и количественные оценки его масштабов. В конце 70-х годов появились первые серьезные исследования этого сектора экономики, а в 1983 году в г. Билефельде в Германии была проведена первая международная конференция по теневой экономике. Было представлено около 40 докладов, затрагивавших проблемы теневой экономики в условиях различных хозяйственных систем. В 1991 г. в Женеве прошла конференция европейских статистиков, посвященная скрытой и неформальной экономике, по материалам которой было опубликовано специальное руководство по статистике теневой экономики в странах с рыночной системой хозяйствования, а в мае 1996 г. на совместном заседании ЕЭК ООН (Евростат) ОЭСР по национальным счетам среди других вопросов была рассмотрена проблема оценки масштабов теневой экономики и создана специальная рабочая группа по вопросам скрытой экономики.

В советской научной литературе первые публикации о теневой экономике появились только в конце 1980-х — начале 1990-х п. Эти исследования позволяют сделать вывод, что практически все директора предприятий и большая часть руководителей среднего звена регулярно осуществляли деятельность в рамках теневой экономики. Прежде всего, это относилось к таким отраслям как агропромышленный комплекс, строительство, нефтехимия, торговля, легкая и пищевая промышленность, ЖКХ.

В 1970-х — начале 1980-х гг. теневая деятельность в СССР стала элементом социально-экономической системы, превратилась в экономический институт советского общества. В этом качестве она обладала относительно стабильной социальной структурой, в ее рамках люди имели определенный статус и играли конкретные социальные роли («толкачей», рыночных торговцев, квартирных маклеров и др.). В результате сформировалась экономика, параллельная официальной, без которой последняя в 1970-1980-е гг. уже не могла нормально работать.

1.3 Структура современной теневой экономики

В структуре теневой экономики с известной степенью условности могут быть выделены следующие основные сферы или блоки.

Производительный сектор (нелегальная экономика), обеспечивающий реальный вклад в производство валового внутреннего продукта:

а) легальные виды деятельности, осуществляемые нелегально, например, без лицензии или специального разрешения; скрытое производство в легальной экономике;

б) нелегальная (неформальная, по терминологии СНС-93) занятость, работа по найму;

в) запрещенная законодательством экономическая деятельность.

Перераспределительный сектор теневой экономики включает различные преступления экономической направленности. В литературе для обозначения отдельных элементов этого сектора теневой экономики используется различные понятия.

Т.И. Корягина использовала термин «фиктивная экономика» — экономика приписок, спекулятивных сделок, взяточничества и всякого рода мошенничеств, связанных с получением и передачей денег.

Прочтите, это ВАЖНО:  Стейтмент трейдера Станислава Станишевского

В.О. Исправников включает в этот сектор также деятельность, направленную на получение необоснованных выгод и льгот субъектами хозяйствования на основе организованных коррупционных связей.

Существуют два особых сектора экономики, которые также являются неконтролируемыми и нерегламентированными, не отражаемыми, как правило, в статистическом учете. Это сектор домашней и сектор общинной экономики.

Домашняя экономика представлена сферой общественно-необходимого производительного домашнего труда, который не оплачивается и находится вне сферы товарного обмена. В домашнюю экономику включается трудовая деятельность по производству продуктов, которые заменяют товары, приобретаемые за деньги в сфере официальной экономики. Признаками домашней экономики являются: производительный характер, отсутствие учета, официальной регламентации, не противоправный характер, отсутствие обмена в рыночной и нерыночной формах.

Общинная экономика представлена системой производства и реализации благ и услуг, которая основана на обмене в не денежной форме. Она действует в рамках сообществ, складывающихся на базе различных форм социальных связей: родственных, соседских, дружественных отношений, близости культур, религиозных взглядов, профессии, идеологической ориентации и т.п.

Общинная экономика — это форма развития домашней экономики при выходе последней за пределы семьи. Если обмен благами в рамках различного рода общин начинает осуществляться в денежной форме, общинная экономика переходит в нелегальную.

Признаками общинной экономики являются: производительный, не противоправный, характер, обмен в не денежной форме, несоблюдение принципа эквивалентности, нерегламентированность, не учитываемый характер.

Данные сектора, на мой взгляд, не следует относить к теневой экономике. Связано это с тем, что сокрытие от учета и налогообложения в этих сферах не происходит. Обязанности официальной регистрации и уплаты налогов законодательство не предусматривает. Данная деятельность не носит, как правило, противоправного характера. Такое понимание теневой экономики оправдано и с криминологических позиций при рассмотрении ее в качестве фактора экономической преступности. Сферы домашней и общинной экономики не связаны с выходом за рамки правового поля и не являются факторами криминализации экономических отношений.

Из раскрытой выше сущности теневой экономики следует, что она весьма разнородна. В связи с этим возможны различные критерии разграничения ее элементов (структурирование элементов теневой экономики, исходящее из характера ухода «в тень» (см. Приложение 1)).

По характеру связи с производством следует различать ту часть теневой экономики, которая участвует в производстве товаров и услуг, и ту, через которую осуществляется лишь перераспределение созданного вне ее. Вторая отмеченная часть может быть весьма значительной, и поэтому без учета данного разграничения сложно выявить действительную роль теневой составляющей экономики.

Производительный сектор включает в себя:

1. законную деятельность, скрываемую или преуменьшаемую производителями в целях уклонения от уплаты налогов или выполнения других, оговоренных законом обязательств;

2. неформальную (неофициальную) легальную деятельность, в том числе деятельность некорпорированных предприятий с неформальной занятостью, работающих для собственных нужд;

3. неофициальную нелегальную деятельность, в том числе:

а) легальные виды деятельности, которыми занимаются нелегально;

б) нелегальную деятельность, представляющую собой запрещенные законом производство и распространение товаров и услуг, на которые имеется эффективный рыночный спрос;

Преступная деятельность, направленная против личности или имущества (например, грабежи, воровство и терроризм), не может быть включена в границы производства. Тем не менее, CHC рекомендует учитывать ее экономические последствия в национальных счетах как особый случай и отражать его на специальном счете. Можно добавить, что воровство, грабеж, разбой, рэкет и другие виды криминальной деятельности представляют собой перераспределение доходов от одних лиц к другим и поэтому общую сумму ВВП не увеличивают.

Чтобы определить занимаемое представителями теневой экономики место на российском рынке, используется многоуровневый подход к изучению этого неординарного явления, который поможет рельефнее отразить реальные процессы взаимодействия участников многообразного, разнопланового и многослойного рынка России.

Для удобства анализа обозначим каждый выделенный слой, страту, зону или уровень рынка своим цветом.

Белый рынок (официальная зона) базируется на основе учтенных операций в бюджетно-налоговой системе, отражаемых официальной статистической отчетностью, балансами предприятий, налоговыми декларациями и т. п. Это легальный рынок, участники которого действуют с соблюдением всех законов и правил и полностью прозрачны. Последнее обстоятельство особенно важно при вхождении России в мировой рынок и является наиважнейшим фактором привлечения в белый рынок предпринимателей из теневой сферы.

Розовый рынок (своего рода «VIР»-зона) основан на принципе «что позволено Юпитеру, то не позволено быку». Он включает деятельность уполномоченных властными структурами фирм, наделенных «статусом наибольшего благоприятствования», который дает возможность получать льготы, дешевые кредиты, работать с особо ликвидными товарами и т.д. В этой «неприкасаемой» для других зоне функционируют так называемые «карманные» фирмы, которым позволительно, например, ежегодно закупать несколько миллионов тонн нефти по заниженным ценам (в том числе за региональные расчетные векселя) и отправлять ее на переработку или на экспорт, но уже по мировым ценам; фактически даром занимать землю в центре города под строительство своих объектов и элитного жилья и т.д. и т.п.

Розовый рынок функционирует как на федеральном, так и региональном уровнях и имеет сквозной характер. Причем значительная часть этого рынка находится в полной тени. Общим правилом для его «игроков» является увод активов в зарубежные офшоры.

Розовый рынок берет свое начало с 20-х годов прошлого века, когда, например, В.И. Ленин лично дал карандашной фабрике А. Хаммера разрешение на ведение бизнеса в России со многими льготами. К этому же рынку можно отнести созданную в советские времена Сталиным обширную сеть спецраспределителей и спецмагазинов (таких как «Березка»), особых санаториев, больниц для власть предержащих. Сфера спецобслуживания частично сохранилась в виде льготных цен и закрытого распределения благ.

В настоящее время наряду с открытой существует и продолжает развиваться закрытая (негласная) форма обмена и распределения ресурсов, продукции и услуг, с предоставлением официальных и неофициальных льгот и преференций (налоговых, таможенных, транспортных, снабженческих, арендных и других) для «своих» — узкого круга доверенных физических и юридических лиц, находящихся рядом с федеральной и региональной властями.

Серый рынок — зона полулегальных операций, таких как обеспечение утечки капиталов за рубеж; неполная инкассация выручки; челночный бизнес с неучтенными операциями; городские вещевые рынки без инкассации выручки, вымогательство местными органами власти у предпринимателей денег на местные нужды — проведение праздников, во внебюджетные фонды. Этот рынок функционирует на основе деятельности ряда полутеневых предприятий, организаций и оказывающих им содействие представителей федеральных и региональных органов власти.

Эта система начала функционировать еще в советские времена, когда хозяйствующие субъекты и просто физические лица создали полулегальный рынок взаимных услуг под условным названием — «блат-связи» на основе бартерных операций, особенно в сфере обращения дефицитных товаров и услуг — в торговле, строительстве, транспорте, снабжении и других отраслях. Растущий дефицит товаров и услуг в условиях фиксированных цен привел в СССР к широкомасштабным спекуляции и торговле «из-под прилавка», что стало основой формирования серого рынка.

Другая составляющая серого рынка — это достигшее огромных размеров присвоение (хищение) государственной собственности (феномен «несунов»). Процветали и приписки на производстве, с одной стороны, позволяющие фиктивно выполнять спускаемые сверху нереальные планы, а с другой — скрывать воровство материалов и оборудования, которые затем перепродавались на черном рынке. Несмотря на суровые наказания, теневая экономика процветала, помогая сглаживать неизбежные при сверхцентрализованном управлении и планировании ошибки в распределении ресурсов.

В современных условиях сложился новый тип серого рынка, на котором властные органы, используя свои полномочия, принуждают бизнес делать взносы в свои полуофициальные внебюджетные фонды. Такой оброк может заменяться взятками или откупом за право не платить оброк. Взамен власти закрывают глаза на правонарушения бизнесменов.

Отметим, что некоторые черты российского серого рынка, имеющего во многом феодальный характер и функционирующего на основе внеэкономического принуждения, не позволяют оценить его исключительно в негативном плане. Без этого рынка в советские времена невозможно было бы выполнять заведомо нереальные плановые задания. Может быть, в планы даже закладывалась теневая составляющая.

Начиная с 2000 г. сохранение и воспроизводство серого рынка вызывается усилением централизации и увеличением доли изъятия средств в пользу федерального центра. Наивно было бы думать, что регионы полностью выполняют несправедливые правила «игры». Серый рынок на региональном уровне содействует перераспределению ресурсов в пользу местных нужд, поэтому он выполняет скорее конструктивную, чем деструктивную роль.

Черный рынок — (криминальная зона) включает сделки и операции в сфере неучтенного денежного оборота, теневое производство товаров и услуг на предприятиях, не зарегистрированных в налоговых и других государственных органах, или производство «левых» неучтенных товаров и услуг на формально соблюдающих законы предприятиях; а также взятки, контрабанду, проституцию, рэкет, наркобизнес и скрытые от налогообложения виды деятельности («левые» репетиторство, услуги врачей, спортивных тренеров; теневые банки, черная касса). На этом рынке, как на «зоне», авторитеты преступного мира определяют правила экономического поведения.

Черный рынок — это своего рода офшор внутри страны. Посредством нелегальных видов деятельности создаётся добавленная стоимость, свободная от налогообложения. Однако существуют своеобразные трансакционные издержки: дань криминалу (цена безопасности) и милиции (право на неприкасаемость), а также «арбитражные» издержки на «разборки».

Гигантские масштабы «черного рынка» и его четкая структурированность позволяют сделать выводы о наличии внутри страны параллельного государства с аналогичной официальной системой управления.

В систему «черного рынка» входят его собственные:

· руководящие «законодательные» (сходы) и исполнительные (смотрящие) органы, построенные по вертикальному (сверху и донизу) и горизонтальному (территориальному) принципам;

· законодательство — свод правил, «понятий»;

· суд и арбитраж («стрелка» и «разводка»);

· теневой бюджет — «общаки» (характерно, что банковский процент по «черному» кредиту примерно на 20% ниже официального);

· налогообложение — дань криминальным авторитетам в виде процента от разовой сделки или на постоянной основе;

· ценообразование (в рамках теневого оборота цены, как правило, ниже рыночных на 15-25%);

· «таможенная» служба, обеспечивающая провоз контрабанды с трансакционными издержками — отступными таможенникам;

Хозяйствующий субъект черного рынка — организованная преступность, которая четко структурирована, отлажена и разветвлена. По существу она органично встроена в народное хозяйство. По данным МВД РФ, в России действуют около 20 тыс. преступных группировок, куда входит около 90 тыс. активных участников. С учетом пособников и членов семей эта сфера охватывает порядка 400 тыс. чел. Причем идет активный процесс консолидации — вхождение мелких групп в крупные сообщества, как в рамках отдельных территорий, так и на межрегиональном и международном уровнях путем налаживания связей между крупными криминальными формированиями. На сегодня 150 российских криминальных сообществ фактически поделили страну на сферы влияния и активно вклиниваются не только в экономическую, но и в политическую сферу.

По некоторым осторожным оценкам МВД РФ, к началу 2000 г. российская мафия располагала примерно 500 млрд. дол. (для сравнения: имущество итальянской мафии «Коза ностра» в США оценивается в 250-280 млрд. дол.).

Черный рынок организован по принципу пирамиды. На ее вершине стоят криминальные авторитеты, а в основании — «рабочая сила»: торговцы наркотиками и оружием, рэкетиры, бандиты, грабители, наемные убийцы, сутенеры и т. п. Часть основания пирамиды занята коррумпированными представителями органов власти и управления. Через них «черный рынок» смыкается с розовым, например, когда возникает потребность перевода учтенных безналичных денег в неучтенные наличные. По разным оценкам, эта группа коррупционеров составляет от 5 до 25% от численности всей пирамиды.

Вторая группа формирует среднюю часть пирамиды и состоит из «теневиков-хозяйственников» (предприниматели, коммерсанты, банкиры), представляющих серый рынок. Здесь черный рынок смыкается с серым. В перспективе они способны выступить в качестве основы среднего класса нормальной рыночной экономики, и вот почему. Во-первых, они вынуждены уходить «в тень» главным образом лишь потому, что издержки их деятельности при существующих правилах и законах экономической игры превышают соответствующие выгоды и доходы. Они не без оснований полагают, что избранная модель реформирования нуждается в радикальных изменениях, в перенацеливании на обеспечение интересов отечественных производителей и потребителей (при этом они не приемлют и возврата к монополии государственной собственности и административно-распределительной системе). Именно рассматриваемая средняя группа формирует, следовательно, ту движущую социальную силу, которая выступает и против возврата назад, и против продолжения радикально-либерального реформационного курса. Это и есть «третья сила», призванная стать одной из опор «иного пути».

Третья группа представлена наемными работниками физического и умственного труда, для которых нерегистрируемая деятельность — вторичная (неформальная) занятость. Род их занятий сам по себе, как правило, не является противоправным, но в силу разного рода обстоятельств (правовых и экономических) эти занятия уводятся в тень. К ним примыкают мелкие и средние государственные служащие, в доходах которых до 60% составляют взятки.

Конечно, деление субъектов теневой экономики на три группы в определенной мере условно и небесспорно (эти группы не отгорожены друг от друга «китайской стеной» и в той или иной степени пересекаются), но провести его необходимо, ибо, во-первых, речь идет приблизительно о 30 млн. человек экономически активного населения страны, производящих более 40% ВВП. Во-вторых, у субъектов выделенных групп есть и общий интерес (и общие формы его реализации), и собственные специфические, принципиально различающиеся интересы.

Общий интерес заключается в получении дополнительного правового поля. К таким формам его реализации относится, к примеру, вывоз капитала за рубеж. Правда, если представители первых двух групп добиваются этого главным образом путем незаконных операций с сырьем, стратегическими материалами, импортными товарами и инвестициями, посредством «стряпания» фиктивных платежных документов, вступая в сговор с международными аферистами, и т.п. («успехи» этой деятельности эксперты оценивают в 120 — 300 млрд. долл.), то субъекты третьей группы могут вывозить в основном лишь свой человеческий капитал» — «мозги» и «рабочие руки». Общей является и форма накопления частных сбережений в «чулках» российских граждан: эта весомая часть теневого капитала, согласно разным оценкам, составляет 20—60 млрд. долл.

Что касается принципиальных различий интересов, то они сводятся к следующим трем позициям.

Первая связана с тем, что если криминальные структуры действуют преимущественно в сфере перераспределения и распределения доходов а основные способы «присвоения» последних носят внеэкономический характер и сопрягаются с насилием, применяемым в различных формах от шантажа до заказных убийств. Представители второй группы — теневики-хозяйственники — изначально являются, как правило, законными собственниками производимых доходов и лишь в дальнейшем уводят их из-под действия законов и правовых норм. Зачастую им и нельзя действовать по-иному, ибо выполнение существующих экономических правил ставит под угрозу смысл их предпринимательской активности. Примечательно и то, что теневики-хозяйственники нередко привлекают в качестве судей-арбитров (на роль «крыши») в своих сделках субъектов криминальных структур.

Вторая позиция, характеризующая различие интересов, сопряжена с тем, что криминальную группу теневиков в отличие от группы теневиков-хозяйственников объективно устраивают существующие условия. Чем больше неупорядоченности в экономике, чем слабее власть, тем для них лучше. Это и естественно, ибо они контролируют до 90% предприятий и организаций, образующих основное поле получения криминальных доходов. Ради консервирования такой ситуации практикуется подкуп выборных и назначенных должностных лиц (не потому ли, кстати, «не проходят» соответствующие законопроекты?), разворачивается организованная преступность. Что касается теневиков-хозяйственников, то они в подобных обстоятельствах оказываются «между молотом и наковальней»: криминальными структурами и правоохранительными органами. Если же учесть ответственность предпринимателей друг перед другом, налицо тройной пресс. Предпринимательская часть теневой экономики кровно заинтересована в ослаблении влияния криминальной: одна только плата за «крышу» автоматически приводит к удорожанию товаров и услуг примерно на 30%, что наносит серьезный удар по доходам теневиков-хозяйственников.

Объективно не могут устраивать существующие условия и наемных работников, особенно профессионалов.

Третья позиция: если первая группа теневиков предпочитает незаконные (или полузаконные) способы «отмывания» криминальных денег, то представители второй группы заинтересованы в легализации своих доходов посредством изменения действующих норм и законов. Отсюда, в частности, следует, что «отмывание» грязных денег и легализация теневиков-хозяйственников — пересекающиеся, но отнюдь не тождественные процессы.

Стоит принять во внимание еще одно обстоятельство: у разных составляющих теневой экономики, по какому бы критерию они ни классифицировались, степень криминализации существенно различна. Амплитуда здесь велика: от домашнего хозяйства (где отступления от закона если и имеются, то незначительные) до собственно преступного мира.

2. Теневая экономика в России

2.1 Специфика становления теневой экономики в современной экономике России

теневой экономика отраслевой

На рост теневой экономики в России в 90-е годы огромное влияние оказали явные просчеты и ошибки в проведении государственными органами экономических преобразований.

Во-первых, государственные структуры в 90-е годы потеряли способность не только к стратегическому, но и к оперативному управлению экономикой. Сложившийся вакуум управления заполнился мафиозно-теневыми связями и отношениями, нравами и обычаями дикого капитализма, для которого характерны: стремление отхватить лакомые куски общественного пирога, нажиться за счет спекулятивных операций типа пресловутой пирамиды, обмана и вымогательства, широкое распространение личностных, кланово-земляческих отношений, смыкающихся с мафиозными структурами.

Во-вторых, в ходе реализации модели экономического реформирования сложился дестимулируюший механизм легальной экономической деятельности, вытесняющий ее в тень.

Эта модель включала в себя:

· непродуманную моментальную либерализацию цен, приведшую к массовому обнищанию населения, а, следовательно, резкому падению платежеспособного спроса на товары народного потребления;

· ускоренное разгосударствление в ходе чековой приватизации крупных высокорентабельных объектов, сопровождавшееся массовыми хищениями (так, при приватизации Ковдорского ГОК и ПО «Апатит» были зачтены 120 тыс. несуществующих приватизационных чеков);

· резкое «открытие» экономики внешнему миру (неконкурентоспособные российские предприятия немедленно обусловили высокую безработицу в стране);

Прочтите, это ВАЖНО:  Как вернуть деньги от брокера мошенника в 2020 году

· жесткая рестриктивная кредитно-денежная политика;

· неподъемный налоговый пресс по отношению к реальному сектору.

Наконец, при попустительстве государства в России сформировалась социальная структура, обладающая высоким теневым потенциалом. Большая доля населения, относимого к категории бедных, безработные и фиктивно занятые, социальное дно (из числа нищих, бомжей, беспризорных детей и подростков, вышедших из тюрем людей и др.), беженцы из горячих точек бывшего СССР, демобилизованные из армии и находящиеся в состоянии поствоенного шока представляют собой питательную среду для теневой экономики.

Но, к сожалению, само государство и его органы стали активными участниками теневых операций. Его представители наживались на приватизации, распродавали природные ресурсы, строили финансовые пирамиды, провоцировали финансовые кризисы.

Общий вывод таков, что распространенность теневой деятельности в решающей степени зависит от общего состояния экономики, уровня жизни населения и исходящих от государства ограничений .

Существует точка зрения, что реформы 90-х гг. являются экономическим “послесловием” к глубинным процессам роста теневой криминальной экономики, происходившим в годы застоя. Реформы лишь высвободили присущие теневой экономике автономные механизмы регулирования, связанные, прежде всего, с насилием.

В качестве компенсирующего противовеса, смягчавшего жесткие хозяйственные регламентации и способствующего выживанию самой огосударствленной системы, выступал негосударственный сектор, включавший промысловую кооперацию (до 1960 г.), потребкооперацию, колхозы, личное подсобное хозяйство и даже частную практику (к 1985 г. было зарегистрировано 64 тыс. человек, занимавшихся частной практикой). Негосударственный сектор, в определенном смысле, создал правовые и материальные предпосылки функционирования теневых отношений.

Однако власти понимали, что без негосударственного сектора и неформальных отношений огосударствлённая хозяйственная система не могла существовать, тому есть немало примеров.

Официально объемы подрядно-строительных работ в целом по стране в 1960-1980 гг. планировались существенно выше, чем имевшиеся в них учтенные производственные ресурсы. Но работавшие в то время неформальные бригады (часто преследуемые) создали практически всю сельскую производственную и бытовую инфраструктуру (коровники, бани, школы, магазины и т.п.).

Неформальные отношения не без заинтересованности и участия властей тонко вписывались в систему хозяйствования на протяжении всех лет существования советской системы. При необходимости они использовались властями в политических целях:

— 30-е годы — в форме борьбы с неразоблаченным “кулаком”;

— 60-70-е — с “частником”;

— 80-е — с “лицами, получающими нетрудовые доходы”;

— 90-е — с новыми предпринимателями — “кооператорами”.

Владельцы частных подсобных хозяйств периодически считались социальным злом, хотя длительное время продовольственный фонд в стране по многим продуктам рассчитывался и планировался без учета потребностей сельского населения. Таким образом, самообеспечение считалось неформальным отношением.

Достаточно сложен анализ способов и видов, в которых проявлялись подлинные неформальные отношения. Каждый из носителей выбирал свои, удобные ему способы исходя из социально-экономических, территориальных, национальных и других особенностей, условий и традиций. В России с ее исторической тенденцией тяготения к коллективистским традициям долгое время преобладающей формой самоорганизации населения и соответственно реализации неформальных отношений были (и остаются) многообразные виды кооперации.

Во-первых, существовали неформальные кооперативы, которым были присуще соответствующие принципы и черты: преобладание экономического равенства внутри кооператива, обособленность по отношению к другим организациям и защита своих групповых интересов. Во-вторых, были семейные образования с главенством лидера, действующего в интересах семьи.

2.2 Особенности теневой экономики в России

В общемировом масштабе удельный вес теневой экономики оценивается в 5-10% от ВВП. В развивающихся странах эта доля выше. Так, в африканских странах этот показатель достигает 30%, в Чехии 18%, в Украине 50%.

Теневая деятельность в России в ходе рыночных трансформаций, не сопровождавшихся адекватными институциональными преобразованиями, в условиях быстротечной либерализации хозяйственной деятельности, глубокого спада производства, стала быстро распространяться в самых различных формах. Если в 1973 году в СССР доля теневого сектора равнялась примерно 3% ВВП, в 1990-1991 году — 10-11%, то в 1993 году она составила 27% от ВВП. По данным Росстата, сейчас масштабы теневой экономики колеблются в пределах 22-25%, по оценкам Федеральной службы безопасности РФ — 40% от ВВП. Здесь следует заметить, что показатель 40-50% являются критическим. Клямин И.М, Тимофеев Л.М. Теневая Россия: экономико социологическое исследование. М.: РГТУ, 200.- 592 с.

Теневая экономика России неравномерно представлена в различных отраслях. Так, по оценкам Росстата, если в строительстве на теневой сектор приходится около 8% деятельности, то в системе плановых услуг этот показатель превышает 63%.

По своей экономической сути сфера обслуживания всегда оставалась отраслью, где в большей степени действовали рыночные механизмы и регуляторы, так как производство и реализация продуктов труда связаны напрямую.

Сегодня объемы реализации бытовых услуг населению в рамках теневой экономики составляют примерно 60% от объемов, констатируемых официальной статистикой, особенно в сфере ремонта и технического обслуживания автотранспортных средств. Это — классический вариант подпольной экономики, когда заказы оплачиваются без оформления квитанций и кассовых чеков, т.е. предприятие не желает декларировать часть или весь свой доход в целях избегания прямого или косвенного налогообложения.

Существует много направлений развития теневой экономики в сфере бытового обслуживания населения.

Так, например, при пошиве швейных и вязке трикотажных изделий завышается количество ткани при раскрое на единицу изделия из-за отсутствия строгого контроля за нормами расхода сырья и материалов.

Такое направление теневой экономики, как завышение затрат на оказание услуги посредством приписок или формирования дополнительной ресурсной и трудовой базы в себестоимости оказанной услуги, тоже очень распространено. В состав услуги включаются неосуществляемые фактически работы, предусмотренные, но не прописанные виды экономии (электричества, ткани и т.д.).

Например, при ремонте и строительстве жилья населению основная доля теневого сектора формируется за счет использования «черной2 рабочей силы. В данном случае, наряду с прочими налогами и отчислениями не попадает в бюджет большая сумма подоходного налога.

Это — лишь небольшие практические примеры. Теневая экономика многолика: это бартер, уход от налогов, завышенная оценка натуральных продуктов, выдаваемых вместо зарплаты, и необходимость реализации этой продукции, поиск дополнительных заработков, обналичивание, коррупция и т.д.

Теневые процессы не отражены в статистике, поскольку нет официальных отчетов, которые комитет по статистике РФ получает от предприятий страны, нет финансовых следов в виде уплаты налогов, нет и психологических реакций людей в виде забастовок, пикетов и демонстраций. Теневая экономика находится вне информационной доступности, для общества ее как бы нет, но в то же время является весомым элементом существующей экономической системы страны.

В мировом списке из 85 стран Россия занимает 76-ю позицию и входит в «большую шестерку» стран с самой развитой теневой экономикой (1-е место — Нигерия: 77% ВВП за счет повсеместного распространения операций финансового мошенничества; 2-е место — Таиланд: 69% ВВП, проституция, наркотики; 3-е место — Египет: 60% ВВП, неуплата налогов от доходов турбизнеса).

О грандиозных масштабах теневой экономики в России свидетельствует тот факт, что на выездной расширенной коллегии МВД в Хабаровске с участием представителей СВР и ФСБ в апреле 2003 г. обсуждались меры по декриминализации ресурсных отраслей экономики. Глава МВД Б. В. Грызлов отметил, что приоритетным направлением станет рыбная отрасль, в которой теневой оборот рыбопродукции приносит прибыли примерно столько же, сколько торговля наркотиками.

Так же специфической чертой является то, что даже в условиях экономического кризиса теневая экономика в России не утратила устойчивой тенденции к росту. По оценке аналитиков американского инвестиционного банка Chase Manhattan, в 1999 г. темп ее прироста составил 5,4 % в год, в то время как ВВП увеличился лишь на 1,8 %.

2.3 Отраслевая структура теневой экономики в России

Степень тенизации экономики России сильно варьирует по отраслям. Так в 1997—1998 годах в российской промышленности, в силу её тогда ещё ярко выраженной тяжёлой крупнообъектной специализации, доля скрытых и неформальных видов деятельности не достигала и 8 % от добавленной стоимости (один из компонентов ВВП на уровне отрасли). В строительстве этот показатель превышал 13 %, что связано со значительной долей нерегистрируемого частного строительства в сельских и пригородных регионах. В транспорте доля теневого сектора превышала 20 %, из-за того, что значительная часть услуг частных предпринимателей — владельцев различных видов легкового и грузового автотранспорта — оплачивалась так называемым «чёрным налом». В сельском хозяйстве доля теневого сектора в конце 1990-х годов превышала 90 % добавленной стоимости, так как большая часть сельхозпродукции тогда производилась в России не на пришедших в упадок сельхозпредприятиях, а в частных приусадебных хозяйствах населения, включая дачи, и реализовывалась на различных рынках, часто имеющих стихийный характер, где также была высока доля официально неучитываемых услуг, укрывавших от налогообложения до 61 % добавленной стоимости этого сектора. С появлением крупноформатных розничных сетей и постепенным упадком уличной торговли, степень тенизации этого сектора резко сократилась.

3. Вопросы государственного регулирования

3.1 Социально экономические последствия развития теневой экономики

Теневая экономика характеризуется своими негативными последствиями для экономики страны и всего общества.

Большая часть исследователей считают теневую экономику в основном негативным феноменом. И при этом считается, что нелегальная деятельность может дать некоторые преимущества: практикующим ее предприятиям — увеличение прибыли; работникам — получение возможности трудиться; потребителям — возможность получить товары и услуги по более низким ценам.

Теневая экономика приводит к снижению уровня собираемости налогов, занижению экономических показателей и т. д. Теневые экономические отношения негативно влияют на развитие предпринимательства. Так, отток рабочей силы из официального сектора экономики в теневой отрицательно сказывается на создании эффективно работающих предприятий, поскольку необходимо выделять определенные ресурсы на то, чтобы вас не обнаружили. Часто это ведет к ограничению размера предприятия, сдерживает его рост, препятствует приему людей на работу и осуществлению технологической модернизации. Нередко такая ситуация на руку фирмам, которые лучше приспособились к полулегальным условиям, например тем фирмам, которые вкладывают больше средств в поддержание хороших отношений с чиновниками. Эти фирмы не обязательно выжили бы в условиях чистой конкуренции. В итоге потенциально более эффективным «чистым» фирмам оказывается сложно конкурировать. Иными словами, деформируется конкуренция, один из основных факторов экономического роста. Как уже было отмечено, теневая экономика не обеспечивает роста налоговых поступлений в бюджет, пользуясь при этом многими ресурсами, созданными за счет последних, например дорогами и прочими видами инфраструктуры, поэтому она увеличивает затраты официального сектора экономики. Система неформальных отношений, установленных в теневом секторе, стала главным камнем преткновения на пути реализации правительственных реформ, направленных на улучшение предпринимательского климата в стране. Интересы привилегированных групп и коррумпированные государственные служащие стали сильными препятствиями на пути реформ»

Проведенные исследования позволяют выделить основные негативные последствия которые теневая экономика оказывает на общество и здесь можно согласиться с мнением В. Тимченко:

Отрицательное воздействие на состояние государственных финансов, прежде всего на формирование доходов бюджетов всех уровней.

Ограничение финансирования расходов, связанных с осуществлением функций государства, таких как управление, оборона, развитие фундаментальной науки.

Отрицательное воздействие на кредитно-денежную систему, что связано с обращением в сфере теневой экономики значительных денежных ресурсов, которые не поддаются официальному учету также значительная часть этих средств используется в наличных расчетах.

Официально неучтенные денежные потоки затрудняют государственный контроль за их структурой, а также планирование денежной эмиссии.

Влияние на эффективность осуществления макроэкономической политики, что объясняется тем, что теневая экономическая деятельность сокрыта от официальной статистики, данные которой являются основой для принятия экономических решений на макроуровне.

Деформации развития отдельных секторов легальной экономики. Неполные статистические данные не позволяют своевременно принять обоснованные решения по стимулированию развития той или иной отрасли экономики.

Негативное влияние на экономический рост и развитие отраслей легальной экономики, связанное с тем, что часть покупателей находят необходимые им товары и услуги в теневой сфере, тем самым снижается потребность в товарах и услугах, производимых в легальной экономике, а, следовательно, замедляется ее экономический рост, тормозится развитие.

Отрицательное влияние на инвестиционные процессы в легальной экономике. Поскольку средств для инвестиций в легальную экономику оказывается недостаточно, так как под влиянием теневой экономики, доходы легальной экономики снижаются.

Негативное влияние на развитие конкуренции — одного из важнейших условий рыночной экономики. Предприятия официального сектора экономики находятся в заведомо невыгодном, с экономической точки зрения, положении по сравнению с предприятиями, относящимися к теневой экономике, что связано с высокой налоговой нагрузкой.

Препятствие повышению эффективности деятельности предприятий, которая во многом определяется производительностью труда, достигаемая, прежде всего, за счет внедрения передовых технологий, прогрессивных материалов, нового оборудования. При осуществлении деятельности: в теневом секторе — владельцам бизнеса невыгодны капитальные вложения т.к. их бизнес сразу становится заметным; в официальном секторе — отсутствие необходимых денежных средств, которые можно направить на финансирование капитальных вложений.

Отрицательное воздействие на условия для воспроизводства рабочей силы в легальной экономике. Как известно, теневая экономическая деятельность предполагает неуплату установленных государством налогов. Это дает возможность предприятиям, работающим в теневой экономике направлять больше средств на выплату официально неучтенной заработной платы, и таким образом создавать лучшие финансовые возможности для привлечения квалифицированной рабочей силы, не заботясь о ее воспроизводстве.

Серьезная угроза для экологии. Поскольку эта деятельность официально не учитывается, то не учитываются и вредные последствия для окружающей среды. Таким образом, никаких мер по защите экологии, включая платежи за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды, предприятия, работающие в теневой экономике, не предпринимают, хотя вред окружающей среде они наносят.

Развитие теневой экономики в значительных масштабах отрицательно влияет на международные экономические отношения, что обусловлено нежеланием иностранных инвесторов работать в неадекватных экономических и правовых условиях и с их опасениями криминальных структур, имеющих значительное влияние в теневой экономике.

Теневая экономика: понятие и структура Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитина И. А.

In clause the basic approaches to definition of concept of shadow economy are analyzed and classification of shadow economic events on the various bases is considered.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Никитина И. А.

Текст научной работы на тему «Теневая экономика: понятие и структура»

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2007. № 1 (10). С. 120-126.

© И.А. Никитина, 2007 УДК 343.359.2

ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА

In clause the basic approaches to definition of concept of shadow economy are analyzed and classification of shadow economic events on the various bases is considered.

В отечественной науке и экономической практике интерес к проблемам теневой экономике отчетливо проявился в 80-е годы XX в. Это было обусловлено как социально-экономическими причинами, связанными с возрастанием ее роли в народном хозяйстве и криминализацией, так и с идеологическим причинами. Последние проявились в стимулировании руководством страны научных исследований, направленных на выявление деформаций и дискредитацию командной социально-экономической системы государственного социализма.

В настоящее время единого общепринятого универсального понятия теневой экономики не сформулировано. Многообразие позиций обусловлено, как правило, различиями в характере решаемых авторами теоретических и прикладных задач, а также в методологии и методике исследования.

Рассмотрим основные подходы к определению интересующего нас понятия.

При теоретическом подходе, характерном в большей степени для отечественных исследователей, теневая экономика рассматривается как экономическая категория, отражающая сложную систему экономических отношений.

Для операционального подхода, более свойственного зарубежным исследователям, характерно определение теневой экономики через действия по ее измерению. Данный подход применяется при решении прикладных, статистических задач, формулировании рекомендаций по совершенствованию законода-

тельства и корректировке социально-экономической политики.

В методологическом отношении существенно различаются экономический, социологический и правовой подходы к исследованию теневой экономики. Развивается также междисциплинарный комплексный подход.

Особенностью экономического подхода является изучение ее влияния на эффективность экономической политики, распределения и использования экономических ресурсов, разработка надежных методов ее оценки и измерения. Экономические концепции исследуют теневую экономику на глобальном, макро- и микроуровнях, а также в институциональном аспекте.

На уровне глобальной экономики рассматриваются международные теневые отношения (например, наркобизнес, отмывание денег, полученных преступным путем).

На макроуровне анализируются теневая экономическая деятельность с точки зрения ее влияния на структуру экономики, производство, распределение, перераспределение и потребление валового внутреннего продукта, занятость, инфляцию, экономический рост и другие макроэкономические процессы.

На микроуровне внимание концентрируется на изучении экономического поведения и принятии решений субъектами теневой экономики, деловыми предприятиями, исследуются отдельные нелегальные рынки.

Институциональный уровень анализа ставит в центр социально-экономические институ-

ты теневой экономики, то есть систему формальных и неформальных правил поведения, санкционный механизм, закономерности их развития.

Социологические концепции теневой экономики рассматривают эту сферу с точки зрения взаимодействия социальных групп, различающихся положением в системе теневых институтов, мотивами экономического поведения субъектов в значимых ситуациях.

В рамках правовых концепций явления теневой экономики рассматриваются как особая сфера отклоняющегося (в том числе преступного) поведения. Основное внимание обращено на исследование общественно опасных форм экономической деятельности, предупреждению правонарушений и борьбе с ними правовыми средствами (криминологический и уголовноправовой контроль).

Сложность и важность проблем теневой экономики стимулируют развитие междисциплинарного подхода к ее исследованию.

Понимание теневой экономики различными ее исследователями во многом определяется выбором основного критерия отнесения экономических отношений к этой сфере.

В зависимости от этого критерия различаются учетно-статистический, формально-правовой и комплексный подходы.

Рассмотрим конкретные подходы к определению и структурированию теневой экономики.

При учетно-статистическом подходе основным критерием выделения теневых экономических отношений выступает их неучиты-ваемость, то есть отсутствие фиксации официальной статистикой. Наиболее последовательным и развитым является учетно-статистический подход на основе методологии системы национальных счетов (СНС) ООН. Понятие теневой экономики определяется исходя из основной цели СНС — максимально точного учета всех видов экономической деятельности, обеспечивающих реальный вклад в производство валового внутреннего продукта (ВВП).

Прочтите, это ВАЖНО:  Индикатор Pattern Graphix скачать бесплатно

В соответствии с методологией СНС все проявления теневой экономики разделяются на две группы: 1) продуктивные виды деятельности, результаты которых учитываются в составе ВВП; 2) преступления против личности и иму-

щества, не включаемые в состав ВВП и фиксируемые на специальном счете для уменьшения статистических погрешностей.

В состав производительной части теневой экономики, включаемой в ВВП, включаются следующие элементы:

1. Показатели законной деятельности, скрываемой или приуменьшаемой производителями в целях уклонения от уплаты налогов или выполнения других обязательств;

2. Показатели неформальной (неофициальной легальной) деятельности, в том числе: деятельность некорпорированных (то есть непосредственно принадлежащих одному владельцу, часто — семейных) предприятий, работающих для собственных нужд, то есть производство товаров и услуг, произведенных в домашних хозяйствах и ими же потребленных; деятельность некорпорированных предприятий с неформальной занятостью (временные бригады строителей и т. п.).

3. Показатели неофициальной нелегальной деятельности, в том числе: легальные виды деятельности, которыми занимаются нелегально (например, без лицензий и специальных разрешений); нелегальная деятельность, представляющая собой запрещенные законом производство и распространение товаров и услуг, на которые имеется эффективный рыночных спрос (производство и распространение наркотиков, проституция, контрабанда).

Преимуществом данного подхода является возможность количественной оценки скрытой части производительной экономической деятельности на основе общепринятой методологии СНС, использования результатов расчетов при формировании экономической политики и международных сопоставлений. Результаты расчетов параметров теневой экономики по методологии СНС являются исключительно ценными для формирования социально-экономической политики, особенно в сложившейся в России ситуации, когда проблема контроля над теневой экономикой перешла из категории чисто полицейских в разряд экономико-политических.

Вместе с тем данный подход не лишен недостатков. Отметим наиболее важные. В рамках концепции СНС не удается сколько-нибудь удовлетворительно оценить масштабы, структуру и влияние криминальной деятельности,

не связанной с производством реального ВВП. В состав теневой экономики, с одной стороны, включаются все виды как общеуголовных, так и экономических преступлений, что чрезмерно расширяет границы теневой экономики, а с другой — их учет ограничивается тем влиянием, которое они оказывают на производство, потребление ВВП текущего года, и использование этой информации ограничивается целями уменьшения погрешностей статистических расчетов.

При формально-правовом подходе в качестве ключевого критерия выделения теневых экономических явлений выступает отношение к нормативной системе регулирования. Конкретными критериями являются: уклонение от официальной или государственной регистрации, от государственного контроля; противоправный характер.

Д. Макаров [1] В.М. Есипов [2] главной отличительной особенностью теневой экономической деятельности считают ее неконтролируемый характер. Последний заключается в недоступности экономической информации для ее получения открытыми контрольными методами.

В.О. Исправников для отнесения экономических явлений к теневым использует критерий противоправности и уклонения от официальной регистрации [3].

Криминологический подход использует критерий общественной вредности (опасности) экономической деятельности. Рассмотрим некоторые примеры.

К. Улыбин [4] для выделения теневых экономических отношений использует критерий деструктивности, нанесения вреда обществу и его членам, присвоение нетрудовых доходов. Если критерий получения нетрудовых доходов можно не учитывать как явно не адекватный современному типу экономики и основанный на ортодоксальной политико-экономической теории, то второй критерий однозначно оценить вряд ли возможно. Идея общественной вредности обладает значительным конструктивным потенциалом, поскольку позволяет рассматривать объект относительно независимо от действующей системы правового регулирования.

Вместе с тем этому подходу присущ такой недостаток, как чрезмерное расширение сферы

теневой экономики за счет включения в ее состав легальных, однако экономически неэффективных, неоптимальных форм экономических отношений, к которым можно отнести различные несовершенства рынка и государства.

В работе А. Вакурина и А. Нестерова [5] воспринят предыдущий подход, однако сфера теневой экономики ограничена деформациями экономических отношений, которые не нашли отражения в законодательстве, не признаются правонарушениями, а их совершение не влечет наступления юридической ответственности.

В рамках комплексного подхода в качестве основы выделения теневой экономики используются различные сочетания рассмотренных ранее критериев.

Например, А.Н. Шохин использует для выделения явлений теневой экономики такие критерии, как отсутствие учета, нерегламенти-рованность и противоправность [6].

Т.И. Корягина [7] в состав теневой экономики включает экономическую деятельность, не фиксируемую статистикой, запрещенную законом, а также приписки, спекулятивные сделки, мошенничество, связанное с получением и передачей денег (некоторые экономические преступления).

Рассмотрим классификацию теневых экономических явлений по различным основаниям. В зависимости от характера результата выделяют теневую экономическую деятельность: производительную, вносящую реальный вклад в производство валового национального продукта; перераспределительную, не связанную с реальным созданием экономических благ, но перераспределяющую доходы и имущество.

По отношению к официальной экономике различают внутреннюю и параллельную экономику.

Под внутренней экономикой понимаются встроенные в официальную экономику теневые отношения, связанные с официальным статусом их участников. Другими словами, теневая экономика трактуется с этой точки зрения как нерегистрируемая деятельность тех же самых агентов, которые действуют и в регистрируемой части экономики. Данный подход последовательно реализуется Д. Макаровым [8].

Параллельная (вторгающаяся) экономика -теневые отношения, не связанные с официаль-

ным экономическим статусом их участников. Данной позиции при характеристике теневой экономики придерживается В. Гинзбург, который рассматривает ее как особый сектор с особой производственной функцией, где занята без официальной регистрации часть рабочей силы [9]. В зависимости от стадий воспроизводственного цикла выделяют: теневое производство; теневое распределение (скрытое от учета распределение доходов, экономические преступления); теневой обмен (реализация нелегально произведенной продукции, правонарушения в сфере потребительского рынка, реализация незаконно полученных ценностей); теневое потребление (потребление продукции собственного производства, удовлетворение деструктивных, асоциальных потребностей).

Трактовка теневой экономики у большинства авторов включает в ее состав экономическую деятельность на всех стадиях воспроизводственного цикла.

Подходы к определению теневой экономики различаются также и в зависимости от принимаемых во внимание механизмов координации ее отдельных сфер и секторов. Выделяют в связи с этим: теневой рынок; неформальную экономику; властно-насильственный механизм, связанный преимущественно с применением или угрозой применения насилия.

Если изучение теневого рынка как неотъемлемого элемента теневой экономики является общим правилом, то неформальный сектор ряд авторов в состав теневой экономики не включают [10]. Властно-насильственный механизм как элемент теневой экономики признается лишь немногими исследователями [11]. По видам рынков и находящихся в обороте экономических ресурсов выделяют: теневые экономические отношения на рынках потребительских товаров и услуг; на рынках инвестиционных товаров; на финансовых рынках; на рынке труда; других рынках (информации, технологий, интеллектуальной собственности).

В литературе, с точки зрения данного критерия, развиваются следующие концепции.

Потребительская концепция, при которой сфера теневой экономики ограничивается в основном нелегальным потребительским рынком. Данный подход был реализован Т. И. Коряги-ной [12].

Трудовая концепция теневой экономики ограничивает последнюю нерегистрируемой и нерегулируемой трудовой деятельностью.

Обе названные выше концепции были эффективны при изучении теневых явлений в условиях административно-командной системы. Для условий рыночной и переходной экономики отмеченные подходы являются узкими.

Предпринимательская концепция теневой экономики развивалась А. А. Крыловым и была основана на отождествлении теневой экономики с теневым предпринимательством (бизнесом) [13].

Названные концепции являются конструктивными для решения конкретных исследовательских задач, однако не могут рассматриваться в качестве основы для формулирования универсального определения теневой экономики, которая охватывает сегодня практически все виды рынков и экономических ресурсов.

Предложенные в литературе подходы к определению теневой экономики существенно различаются в зависимости от избираемого элементарного объекта теневой экономической деятельности. В числе наиболее конструктивных можно назвать такие, как контракт, сделка, операция, производственные (экономические) отношения, институт, деловое предприятие, количественные параметры теневой экономической деятельности. Соответственно, можно выделить следующие концептуальные подходы.

Контрактная (договорная) концепция, развиваемая В. Исправниковым, трактует теневую экономику как уклонение от официальной регистрации коммерческих договоров или умышленное искажение при их регистрации [14]. Данный подход к определению является необоснованно узким, поскольку общепринятое понимание коммерческого контракта исключает из анализируемой сферы трудовые отношения, отношения в сфере политического рынка, деятельность криминальных институтов организованной преступности. Таким образом, по критерию субъекта теневых экономических отношений рассматриваемая концепция может быть обозначена как предпринимательская.

Трансакционная концепция (концепция незарегистрированных государством сделок) [15] вводит понятие сделки как первичной единицы теневой экономической деятельности

расширяет границы теневой экономики по сравнению с предыдущей точкой зрения, поскольку договор является лишь частным случаем сделки, в которой необходимо согласование воли двух и более лиц. Вместе с тем концепция необоснованно ограничивает сферу теневой экономики лишь сделками, которые не зарегистрированы государством. Государственная регистрация предусмотрена российским законодательством для ограниченного круга сделок, к которым относятся сделки внешнеэкономические, с недвижимостью и ряд других. Кроме того, подобное понимание теневой экономики исключает из нее неформальную и нелегальную экономику, а также перераспределительный криминальный сектор.

Операционная концепция в качестве первичного элемента теневой экономики использует понятие теневой экономической операции. Данный подход хотя и декларирован в литературе, но не проведен последовательно, поскольку зачастую фактически экономическая операция отождествляется со сделкой [16]. Однако понятие операции шире понятия сделки и может включать любые экономически значимые действия, имеющие целью получение теневого дохода. К ним, например, относятся незаконные операции в системе бухгалтерского учета и многие другие.

Политико-экономическая концепция [17] рассматривает теневую экономику как совокупность производственных отношений и как сектор производства. Результаты ее дальнейшего развития на базе ортодоксальной марксистской методологии имели ограниченную ценность для формирования государственной политики в отношении неконтролируемого сектора. Вместе с тем необходимо отдать должное его объяснительному и прогностическому потенциалу, что наглядно проявилось в ряде опубликованных работ, посвященных накоплению криминального капитала и формированию криминальной буржуазии в советский период [18].

Отметив основные подходы к пониманию феномена теневой экономики, рассмотрим собственную ее трактовку, пригодную для использования в дальнейшем в решении вопросов контроля над криминальной экономической деятельностью. Критериями отнесения экономических явлений к теневой сфере являются

следующие: получение экономической выгоды в форме присвоения экономических благ, прав на экономические блага, увеличения экономических возможностей, снижения издержек и уровня риска; осуществление экономической деятельности вне официального контроля, регламентации, с сокрытием, маскировкой ее значимых параметров от правоохранительных и контролирующих органов.

В качестве элементарного объекта теневой экономической деятельности целесообразно рассматривать операции и модели экономического поведения.

К операциям относятся прежде всего сделки, а также учетные, расчетные, информационные процедуры. К прочим действиям можно отнести различные скрытые соглашения, организационные, коммуникативные, физические действия.

Среди теневых операций в сфере легальной экономики можно выделить: 1) хозяйственные операции (технологические, производственные, трудовые, маркетинговые, сбытовые, операции по материально-техническому обеспечению, торговые и ряд других); 2) финансовые операции (расчетные, кредитные, фондовые, валютные, страховые); 3) учетные операции, связанные с осуществлением бухгалтерского, управленческого, статистического учета экономической деятельности.

В зависимости от цели теневые операции в легальной экономике могут быть направлены на достижение различных задач, среди которых наиболее важны: 1) снижение налоговой нагрузки; 2) ограничение конкуренции; 3) получение льгот, привилегий, исключительных прав у государства, в том числе путем коррупции и лоббирования законопроектов; 4) ограничение риска; 5) легализация незаконно полученных доходов; 6) незаконное присвоение прав на экономические блага.

Среди теневых операций в легальном секторе экономики, направленных на уклонение от налогов выделяют неучтенные, сокрытие части оборота, псевдооперации, незаконные операции [19].

Объектами теневых экономических операций являются имущественные и неимущественные права, материальные, финансовые, человеческие, информационные и иные виды экономических ресурсов.

Наиболее общим признаком теневых экономических отношений является их неконтро-лируемость. При этом следует выделить различные сферы неконтролируемых экономических отношений: во-первых, это экономическая деятельность, операции в легальном секторе, скрываемая от учета и контроля; во-вторых, к данной сфере может быть отнесена экономическая деятельность, за осуществление которой предусмотрена юридическая ответственность (экономическая деятельность в нелегальном секторе); в-третьих, в состав указанной сферы следует включать экономическую деятельность, осуществляемую без специальных операций по сокрытию от контроля (деятельность, формально не скрываемая от контроля, но осуществляемая в расчете на бездействие либо неадекватную реакцию контролирующих и правоохранительных органов).

Важнейшей тенденцией развития теневой экономики является ее криминализация, возрастание влияния организованной преступности, усиление ее общественной опасности. В связи с этим в системе экономических отношений целесообразно выделить самостоятельный сектор криминальной экономики.

Первое исследование криминальной экономики было выполнено А.А. Крыловым. Он ввел в научный оборот само понятие «криминальная экономика» и дал следующее ее определение: «Криминальная экономика — это сложная система незаконных социально-экономических отношений и материально-вещественных процессов по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг» [20]. Криминальную экономику он определяет также как организованную корыстную ненасильственную преступность [21].

В работах статистической направленности используется термин «криминальная квазиэкономика», которая определяется как непродуктивный сектор экономической деятельности, связанный с незаконным перераспределением доходов и имущества граждан путем грабежа, разбоя, кражи, вымогательства [22].

А. Нестеров и А. Вакурин дают следующее определение криминальной экономики: «. криминальная экономика — это специфический экономический уклад, способ хозяйствования, который призван обеспечивать определенную,

относительно небольшую по численности группу лиц сверхдоходами, доходами от преступной деятельности, доходами от использования “прорех” в законодательстве» [23].

Это понятие, по их мнению, охватывает деяния в экономической сфере, подпадающие под определенные статьи законодательства, то есть экономические правонарушения и преступления. Сюда же они относят организованную преступность, коррупцию и лоббирование выгодных преступному миру законопроектов.

Таким образом, имеет место понимание криминальной экономики исключительно с формально-правовых позиций. В соответствии с логикой такого понимания в состав криминальной экономики включается вся теневая экономика.

Криминальная экономика охватывает экономические общественно опасные деяния трех видов:

® криминализованные, влекущие уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством;

® некриминализованные, но влекущие юридическую ответственность в соответствии с нормами других отраслей права;

® некриминализованные и не влекущие юридической ответственности (пробелы правового регулирования).

В соответствии с логикой формально-правового подхода теневая экономика является подсистемой экономики криминальной. К такому выводу вполне последовательно приходят его сторонники [24]. Этот подход единственно верен с позиции правоприменения, когда необходимо исходить из действующих правовых норм. Последовательно следуя этой логике, в качестве средства решения проблемы теневой экономики следует избрать применение административных и уголовно-правовых средств борьбы. Однако в российских условиях согласиться с такой позицией вряд ли возможно.

С позиций криминологического подхода в составе теневой экономики следует выделить секторы криминальной теневой экономики и некриминальной теневой экономики. Однако четко и однозначно выделить сектор некриминальной экономической деятельности не представляется возможным. Причина этого — сложность самого объекта анализа — теневой эко-

номики, тесная взаимосвязь ее позитивных и негативных функций в условиях несовершенной конкурентной среды, необоснованного налогообложения, а также формальных и неформальных ограничений на открытие и ведение бизнеса.

Использование этих критериев предполагает исключение из сферы криминальной экономики случайные, единичные, спонтанные, ситуативно осуществляемые деяния экономического характера.

Таким образом, теневая экономика превратилась в сложный экономический институт, играющий в социально-экономическом развитии страны важную роль.

1. См.: Макаров Д. Экономические и правовые аспекты теневой экономики в России // Вопросы экономики. — 1998. — С. 31-38.

2. См.: Есипов В.М. Теневая экономика: Учебное пособие. — М.: ОНиРИО Московского института МВД России, 1997. — С. 34-56.

3. См.: Исправников В.О., Куликов В.В. Теневая экономика: иной путь и третья сила. — М.: «Российский экономический журнал», Фонд «За экономическую преступность», 1977. — С. 16-20.

4. См.: Улыбин К. Теневая экономика. — М.: Экономика, 1991. — С. 18-41.

5. См.: Нестеров А., Вакурин А. Криминализация экономики и проблемы безопасности // Вопросы экономики. — 1995.

6. См.: Шохин А.Н. Социальные проблемы перестройки. — М.: Экономика, 1989.

7. См.: Корягина Т.И. Теневая экономика в СССР // Вопросы экономики. — 1990. — С. 32

8. См.: Макаров Д. Указ. соч.

9. См.: Ginsburgh. V., Michel. P. andPadoa Shioppa. F. (1985) Macroeconomicpolicy in the precence of an irregular sector. In: The economics of the Shadow Economy. Ed. By W. Gaerther> and Wenig.

10. См.: напр. работы Ginsburgh, Dallago B. и др.

11. Исправников В.О., Куликов В.В. Указ. соч. -С. 14-17.

12. См.: Корягина Т.И. Указ. соч. — С. 30-34.

13. См.: Крылов А.А. Социально-экономические проблемы нейтрализации криминальной экономики: Лекция. — М.: Академия МВД РФ, 1992. -С. 4-10.

14. См.: Исправников В.О., Куликов В.В. Указ. соч. —

15. См.: Ореховский П. «Теневые» параметры реформируемой экономики (по материалам научной конференции) // Российский экономический журнал. — 1996. — С. 41-50.

16. См.: Макаров Д. Указ. соч. — С. 31-38.

17. См.: Осипенко. Экономическая криминология: проблемы старта // Вопросы экономики. — 1990. — С. 13-19.

18. См.: Голованов Н.М., Перекислов В.Е., Фадеев В.А. Теневая экономика и легализация преступных доходов. — СПб.: Питер, 2003. — С. 22-25.

19. См.: Катасонов В.Ю. Бегство капитала из России. — М.: Анкил, 2002. — С. 67.

20. См.: Крылов А.А. Социально-экономические основы деятельности милиции в обществе рыночного типа: Автореф. дис. . д-ра. э. наук. -М.: Академия МВД России, 1993. — С. 36.

22. См.: Бокун Н., Кулибаба И. Теневая экономика: понятие, классификации, информационное обеспечение // Вопросы статистики. — 1997. — С. 26-30.

23. См.: Нестеров А., Вакурин А. Указ. соч. — С. 6184.

24. См.: Шестаков А.В. Теневая экономика: Учебное пособие. — М.: Дашков и К, 2000. — С. 35-40.

Брокер бинарных опционов, выдающий бонусы за регистрацию:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Самый лучший брокер бинарных опционов. Подходит для новичков! Получите бонус за регистрацию счета:

Добавить комментарий